Кинооператор Виктор Владимирович Масевич — мой отец — всю свою творческую жизнь отдал советскому кинематографу. Он учился на операторском факультете ВГИКа, был любимым учеником великого советского кинооператора и педагога Анатолия Дмитриевича Головни. В 1941 году, прервав учебу и отказавшись от брони, ушел добровольцем на фронт. Воевал отец в районе Ворошиловграда, позже на Кавказе, был лейтенантом. В 1943 году был тяжело ранен в правое плечо, мог потерять руку, перенес несколько тяжелейших операций, руку удалось спасти. Несмотря на страшную боль, он вернулся в любимый институт.
В 1944 году, будучи студентом ВГИКа, в качестве ассистента оператора он участвовал в создании знаменитого ныне фильма «Свадьба» по пьесе А. П. Чехова, где ему посчастливилось встретиться с выдающимися актерами Ф. Раневской, В. Марецкой, А. Грибовым, М. Яншиным, С. Мартинсоном, 3. Гариным, 3. Федоровой. Окончил институт в 1947 году, получив диплом с отличием, что в те годы, когда шло строгое отсеивание, было совсем не просто. В то же время на параллельных курсах учились в будущем знаменитые актеры — С. Бондарчук, К. Лучко, Н. Мордюкова, И. Макарова, В. Тихонов, Е. Моргунов, на сценарном факультете учился Юрий Нагибин. Со многими из них отец сдружился, Нагибин его выведет персонажем в своем рассказе «Вечер в Хельсинки» под фамилией Беленков.
С конца 40-х годов отец работает ассистентом оператора на фильмах «Композитор Глинка» режиссера Г. Александрова, «Сталинградская битва» В. Петрова, «Далеко от Москвы» А. Столпера, «Испытание верности» И. Пырьева, «Садко» А. Птушко и многих других. На съемках фильма «Композитор Глинка» он работал с актерами Борисом Смирновым — исполнителем заглавной роли, Любовью Орловой, Михаилом Названовым, Юрием Любимовым, Георгием Вициным, в фильме «Далеко от Москвы» — с Николаем Охлопковым, Львом Свердлиным, Павлом Кадочниковым, Сергеем Столяровым, Марком Бернесом.
С середины 50-х годов отец начал делать самостоятельные фильмы как оператор «Мосфильма». Первым его фильмом был «Народные таланты», где он работал с молодым тогда режиссером Эльдаром Рязановым, также дебютантом. В 1956 году он снял кинокомедию «Гость с Кубани», этот фильм дал путевку в жизнь ныне знаменитым актерам Анатолию Кузнецову, Льву Дурову, Ольге Аросевой, в нем блистал талант замечательной киноактрисы Тамары Носовой.
Отец несколько раз ездил работать за границу. В 1945 году по заданию советского правительства и руководства «Мосфильма» он был направлен в Германию снимать демонтаж заводов. Несколько позже, в 50-е годы, отец дважды был в Финляндии, работал на финских фильмах «Сельские сапожники» и «Мазурка скитальца», учил финнов снимать в цвете, был на правах профессора, финны его очень уважали.
Однажды во время визита К. Е. Ворошилова в Финляндию заболел оператор и по личной просьбе министра культуры СССР Н. А. Михайлова финны согласились приостановить работу над фильмом, в которой участвовал мой отец, ради выполнения им ответственного задания – съемок визита. Ворошилов, довольный отцовской работой, говорил ему: «Если будет что-то надо — не стесняйтесь, обращайтесь ко мне», но отец так и не обратился — может быть, не любил кланяться сильным мира сего.
В 1955 году он совместно с оператором Антониной Эгиной снял фильм «Салтанат» на киргизском материале — о правах и свободах киргизской женщины. Он имеет единственное в своей жизни почетное звание — почетный гражданин Киргизии. Других званий у него нет, да он за ними и не гнался, работал не для личной выгоды.
Одной из лучших кинокартин отец считает фильм режиссера Бориса Барнета «Аннушка», снятый в 1959 году. Главную роль простой русской женщины, прошедшей ужасы войны, сумевшей после гибели на фронте мужа достойно воспитать единственного сына, сыграла Ирина Скобцева. Её муж, режиссер Сергей Федорович Бондарчук на склоне лет признал в интервью, что это её лучшая роль. Замечательно сыграла в этом фильме маленькую, но значимую роль выдающаяся актриса МХАТа Анастасия Павловна Георгиевская — женщины, которая потеряла на фронте сыновей и сошла с ума — прошло уже более десяти лет после конца войны, а она все еще ждет сыновей, думает, что они где-то работают и писем не пишут, подготавливает дом для встречи с ними. Смотреть эти сцены страшно. Георгиевская играла гениально, и эта тема фильма — обвинение войне, которая уродует людей как физически, так и духовно.
В золотой фонд советского кино вошел отцовский фильм «Слепой музыкант» по повести В. Г. Короленко, созданный режиссером Татьяной Лукашевич (известной многим по её фильму «Подкидыш») в 1961 году. Это, возможно, лучший фильм советских кинематографистов по прозе Короленко. Этот фильм — одна из первых работ в кино знаменитого ныне актера Василия Ливанова, сыгравшего здесь заглавную роль и первая серьезная сложная трагедийная актерская работа. Здесь же снимались корифеи МХАТа Борис Николаевич Ливанов (отец Василия) и Алексей Николаевич Грибов. Интересно то, что у Бориса Ливанова, бесспорно одного из лучших советских актеров театра и кино, был сложный, порою взрывной характер, его Лукашевич побаивалась, а отец умел успокаивать, Ливанов его слушался, они были друзьями. Вспоминает его отец с большой теплотой.
Можно было бы отнести к отцовским удачам и фильм «Нам некогда ждать», снятый в 1972 году и повествующий о судьбе талантливого поэта-комсомольца Сергея Чекмарева, погибшего от рук врагов советской власти. Поначалу фильм высоко оценили кинематографисты — тот же Бондарчук и старейший кинорежиссер Александр Зархи. А вот чиновникам он не понравился. Видимо образы врагов — белого офицера и главаря банды Орлова (актер Владислав Дворжецкий) и богатого крестьянина, так называемого «кулака» (актер Виктор Шульгин) получились интереснее и сложнее, чем правильные герои — большевики. Этим персонажам сочувствуешь, не такие уж они и «отрицательные» — фильм серьезно порезали цензоры и выпустили «десятым» экраном. Правда, в эпоху перестройки его всё-таки показали по телевидению — по моему, талантливый фильм, великолепны поэтические и философские сцены.
В 1966 году для телевидения был создан короткометражный фильм «Когда играет клавесин». Это лирическая кинокомедия о юноше, полюбившем девушку, которую должен как дружинник вести под арест за несовершенный ей проступок. Поняв это и конфликтуя со своими не в меру правильными товарищами, он её отпускает. Полюбив её, он страдает, полагая, что потерял навсегда. И вдруг — о счастье — в окно института, где он учится, кто-то пускает солнечные зайчики и он видит, что это она нашла его и тоже полюбила. В главной мужской роли снялся известный ныне актер Евгений Стеблов. Запоминается в маленькой роли профессора Евгений Весник. Фильм трогателен и в чем-то наивен, большим событием кинематографа он не стал, но в нем поднята важная тема — не наказывай человека, пока не убедился, что он действительно виновен — а вдруг ты ошибаешься, а вдруг человека оклеветали. Да и разве все люди должны походить друг на друга? У человека ведь могут быть свои вкусы, убеждения, привычки. Фильм создан в эпоху, которую позже назвали эпохой «шестидесятников», но он актуален и по сей день. Интересно и то, что в этом фильме отец применил съемки скрытой камерой и актеры на улицах или в магазинах снимались среди обычных людей, которые ничего не замечали. Возможно, этот эксперимент был одним из первых в советском кинематографе. Жаль, что этот фильм почти никто не помнит, ибо режиссер фильма Эдуард Абалов в 1976 году эмигрировал в США. Он, правда, вскоре понял свою ошибку, и просил разрешения вернуться, но ему, тяжело больному человеку, это категорически запретили. В 1986 году Абалов умер, ему было всего 60 лет.
Среди других удач отца в кинематографе можно назвать кинокомедию «Ход конём», детский приключенческий фильм «Остров Колдун», «На дальней точке», «Возвращение Одиссея» по прозе Б. Лавренева, «Здесь мой причал»...Всего за свою жизнь он снял около 15 фильмов.
Скромный человек, он долгие годы не оформлял инвалидность, которая ему бесспорно полагалась из-за ранения на фронте, полагая, что ничем не болен. Оформил он её лишь в конце 80-х годов. Ныне он пенсионер, переносящий многие сложные стороны нашей современной жизни. Правда, его иногда вспоминают — 24 октября 2007 года он награжден орденом «Великая Победа» за мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны. 9 августа 2009 года отец отметил своё девяностолетие. Годы берут своё, но для своих лет отец ещё в очень хорошей форме. Очень радостно, что в библиотеке им. А. Н. Толстого клуб любителей советского кино «Волшебный луч» открыл свою работу вечером, посвященным творчеству отца, состоялся просмотр фильма "Когда играет клавесин".
Масевич Владимир Викторович