Джеку Николсону исполнилось 80 лет

Кино-Театр.РУ

Новости кино

Джеку Николсону исполнилось 80 лет

Джек Николсон родился 22 апреля 1937 года в Новой Англии (до сих пор идут споры о родном городе оскароносного актёра: различные источники указывают то на Нептьюн в Нью-Джерси, то на Нью-Йорк). Его матерью была певица и танцовщица Джун Фрэнсис Николсон, воспитанием мальчика занимались бабушка Этель и дедушка Джон, работавший оформителем витрин в универмаге.

Джеку Николсону исполнилось 80 лет

Впервые Николсон вышел на сцену ещё в школе, исполнив в театральной постановке джазовую песню. В старших классах он продолжает участвовать в театральной жизни школы, исполняет роль Ганнибала в спектакле по пьесе Джона Патрика «Странная миссис Сэвидж». В 1955 году после просмотра фильмов «Человек с золотой рукой», «В порту» и «К востоку от рая» Джек Николсон решает стать профессиональным актёром. В одном из интервью он вспоминает, что особое впечатление на него произвела игра Марлона Брандо, драму «В порту» Николсон пересмотрел дважды за ночь.

Свой непростой карьерный путь будущий актёр начал с отдела мультипликации в компании MGM. За 30 долларов в неделю он развозил письма сотрудникам, прокалывал и стоговал бумагу, реквизировал устаревшие карандаши и отвечал на письма фанатов «Тома и Джерри». За два года работы на студии Николсон выучил имена почти всех сотрудников от исполнительных продюсеров до низшего звена. Там же он познакомился с продюсером Джо Пастернаком, который позвал Джека на кастинг. Вскоре руководство MGM сократило расходы и распустило всех сотрудников анимационного отдела и Николсон остался без работы.

Джеку Николсону исполнилось 80 лет

Джек Николсон вступил в Гильдию киноактёров США, читал сценарии и брался за любые предложения. Весной 1958 года на экраны вышел первый фильм с Николсоном в главной роли. Это был триллер «Плакса-убийца», сценарий которого написали работники категории B. Главный герой Джимми Уоллес буквально сходит с ума после того, как два преступника пытаются изнасиловать его девушку и избивают его самого до полусмерти. Он берёт в заложники всех посетителей придорожного кафе, расположенного неподалёку и погибает под пулями прибывших по вызову полицейских. Критики разгромили провалившийся в прокате фильм, не пожалев и игру Николсона.

За десять лет, прошедших со времени первого появления на экране в 1958 году до первого серьезного успеха в 1969-м, Николсон принял участие в создании почти двух десятков малобюджетных картин (в качестве актёра, сценариста или продюсера), находившихся на периферии «основного потока» кинематографа. Человеком, открывшим ему дорогу в кино, стал постановщик Роджер Корман, чей высокий профессионализм в разработке традиционных киножанров (фильмов ужасов, триллеров, гангстерских лент) помог овладеть мастерством и выдвинуться большому количеству знаменитых впоследствии кинодеятелей, таких как режиссёры Коппола, Спилберг, Лукас, актёры Де Ниро, Хоппер, Питер Фонда.

В 1969 году Николсон сыграл свою первую роль, принёсшую ему широкую известность, в фильме Хоппера и Фонды «Беспечный ездок». Это ещё эпизод, но очень важный для понимания всего фильма, противопоставляющего героев-хиппи (Хоппера и Фонду), пересекающих Америку на мотоциклах в поисках призрачной наркотической свободы (на этот счет у авторов тоже нет иллюзий), и всех тех, что в отступлении от общественных норм видит посягательство на основы их собственной жизни. Джек играет молодого адвоката-южанина, бросающего скуку повседневности ради свободы «беспечных ездоков» и тем самым оказывающегося на грани двух образов жизни. За эту роль Николсон впервые был номинирован на «Оскар».

В следующем году последовала ещё одна номинация за лучшую мужскую роль в фильме «Пять лёгких пьес». Здесь его «опрощающийся» интеллигент в равной степени не может принять ни вульгарной и грубой «низкой» жизни, ни стерильной, сохраняющей лишь внешний декорум культуры. Конкретным выражением этих разнонаправленных характеристик личности становится шутовство. В 1974 году на экраны выходит «Китайский квартал» Романа Полански, и Николсон снова номинируется на «Оскар» за роль частного детектива Гиттеса, который по мере расследования дела о спекуляции земельными участками и планах их ирригации всё более и более приходит в изумление перед дьявольской силой зла.

В 1975 году Джек Николсон наконец-то получает свой первый «Оскар» за роль Патрика МакМёрфи в экранизации романа Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки». Его герой вносит в психиатрическую клинику, куда он попадает на экспертизу из тюрьмы, дух беспокойства и свободы. С хитроватой улыбкой до ушей, насмешливыми гримасами и ухмылками, он напоминает клоуна, который своими ужимками профанирует ту самую действительность, в которой как бы всецело участвует. Николсон-Макмёрфи стал своего рода памятником бунту живой личности против бездушной Системы, завершением эмоционального комплекса, связанного с понятием «бунтарские 60-е».

Одной из самых значимых ролей в карьере Джека Николсона остаётся образ писателя Джека Торренса в экранизации романа Стивена Кинга «Сияние». Чтобы погрузить съёмочную группу в необходимое психологическое состояние, Кубрик показывал им фильм «Голова-ластик». По словам актрисы Анжелики Хьюстон, которая в тот период жила с Николсоном, работа над фильмом настолько выматывала его, что, возвращаясь со съёмок, он падал в кровать и немедленно засыпал. Несмотря на это, Николсон работал над ролью не только в кадре, но и предлагал собственные сценарные решения. Например, сцена, где Джек, разминаясь, бросает теннисный мяч в стену, была придумана самим актёром. В сценарии она была описана просто — «Джек не работает». Для съёмок сцены, где Джек выламывает дверь в ванную комнату, были сделаны облегчённые двери, которые Джек Николсон, работавший добровольцем в пожарной службе, ломал слишком легко. После нескольких дублей пришлось делать новые, более тяжёлые и массивные двери. В итоге сцену снимали три дня, а Николсону пришлось разломать около 60 дверей.

В 80-е годы, отражая общую тенденцию кинематографа, актёр усиливает стилизаторскую, игровую составляющую своего дара. Николсон купается в комедийных возможностях таких своих ролей, как туповатый гангстер Чарли Партано в «Чести семьи Прицци» (1985), ипостась Сатаны Даррил ван Хорн, соблазнитель честолюбивых молодых провинциалок из «Иствикских ведьм» (1987), инфернальный шутник Джокер из «Бэтмена» (1989).

В 1998 году Джек Николсон получил свой третий «Оскар» за лучшую мужскую роль за фильм «Лучше не бывает», в котором сыграл Мелвина Юдалла, невротичного писателя, страдающего обсессивно-компульсивным расстройством.

В конце 2006 года Николсон обозначает своё возвращение на «тёмную сторону» с ролью Фрэнка Костелло, садистского ирландского мафиози из Бостона, босса персонажей Мэтта Дэймона и Леонардо ДиКаприо в оскароносном фильме Мартина Скорсезе «Отступники». В ноябре того же года Николсон начал работу над новым проектом «Пока не сыграл в ящик» Роба Райнера, для роли в котором он постригся налысо. Вместе с Морганом Фриманом они сыграли в фильме двух умирающих от рака мужчин, которые хотят выполнить ряд дел перед смертью. Фильм вышел на экран в конце 2007 года. При подготовке к съёмкам Николсон посетил лос-анджелесский госпиталь, чтобы узнать, как больные раком справляются со своей болезнью.

В январе этого года прошёл слух об уходе Джека Николсона на заслуженный отдых. Однако уже через месяц стало известно, что под впечатлением от оскароносной трагикомедии «Тони Эрдманн» актёр исполнит главную роль в американском ремейке фильма Марен Аде.

Ссылки по теме

фотографии

Обсуждение

анонс