«Путешествие по России»

Кино-Театр.РУ

Новости кино

«Путешествие по России»

16, 23 и 30 марта в московских кинотеатрах «Факел», «Звезда», «Сатурн», «Спутник» и «Тула» покажут фильмы о красивейших местах страны, среди которых Алтай, Чукотка, Архангельск, Бурятия и другие экзотические регионы. Организаторами «Путешествия по России» выступили ГБУК «Московское кино» и Гильдия неигрового кино и телевидения.

«Путешествие по России»
Василиса Орестова, директор ГБУК «Московское кино», один из организаторов «Путешествия по России»: «На днях мой английский приятель спросил меня между делом, хожу ли я на Олимпиаду. Я удивилась такому вопросу и ответила, что нахожусь в Москве, а до Сочи нужно добираться почти столько же, сколько до Лондона. Он, кажется, не поверил, что Сочи так далеко от Москвы. Но ведь, если задуматься, мы и сами часто не понимаем, в какой огромной стране живем. Насколько мы вообще знаем собственную страну? Алтай, Чукотка, Дагестан, Архангельский край – что каждый из нас представляет, слыша эти слова? Конечно, для того, чтобы объехать Россию вдоль и поперек, наверное, не хватит целой жизни. Поэтому у нас возникла такая идея – устроить в кинотеатрах «Московского кино» своего рода кинопутешествие по России. Впрочем, речь идет не только о кино: мы сформировали очень разнообразную программу, в которую включены лекции, мастер-классы и перфомансы, театрализованные представления и выставки, даже дегустации чаев, пирогов и сладостей. Это попытка начать очень длинный и очень интересный разговор, удивить зрителей и, возможно, вызвать у зрителей желание путешествовать по России, чтобы увидеть воочию эту природу, этих людей и эту культуру».

«Путешествие по России»

Программа

16 марта, 16.00

Кинотеатр «Спутник»

Вход свободный

Открытие «Путешествия по России»

6+

Плакат к фильму «Адам и Хева»
Фильм «Адам и Хева», уроки гончарного мастерства и ковроткачества от дагестанских мастеров, дегустация высокогорных чаев, выставка фоторабот к 2000-летию Дербента, а также прикладного искусства (инкрустаций по дереву, кубачинского ювелирного искусства), дагестанские танцы, песни и приветственные речи от организаторов проекта.

Программа проводится совместно с Постоянным представительством Республики Дагестан при Президенте Российской Федерации.

16 марта, 16.40

Кинотеатр «Факел»

Цена билета: 300 руб.

Шаманизм Южной Сибири

Рассказы путешественника и демонстрация обряда

6+

Шаманка Надежда Степанова
фото: Владислав Кеткович
Знаменитый путешественник, директор Фонда этногеографических исследований Владислав Кеткович расскажет о своих экспедициях в Бурятию и покажет фото и видеосъемки обрядов бурятских шаманов, а Людмила Кобежикова (Хакассия) - потомственная шаманка из рода Ах-Хасха (Белая Кость) - исполнит обряд «Благопожелания».

Шаманка Надежда Степанова
фото: Владислав Кеткович
«Съемки шаманских обрядов и ритуалов — дело очень деликатное, - рассказывает Кеткович. - Еще в Москве, готовясь к съемкам, я узнал, что в Бурятии нередки случаи, когда шаманы попросту прогоняют со своих священнодействий корреспондентов с камерами, и для них не имеют значения ни деньги, ни что-либо иное. Так, в 2001 году известный бурятский шаман отказал в съемке группе японских кинодокументалистов, хотя они и специально прибыли из Японии с очень дорогостоящей техникой по предварительной договоренности. Просто в последний момент самоуверенное поведение японского режиссера не понравилось шаману — и всё, никакие уговоры не возымели эффекта. Пришлось группе удалиться, несолоно хлебавши. В соответствии с представлениями шаманов, во время камлания (священнодействия) к месту обряда собираются духи, которых раздражает фото- и видеоаппаратура, к тому же присутствие на обряде посторонних лиц отвлекает и самого шамана, и заказчиков ритуала. Да и раньше посторонние лица на обряды, как правило, не допускались; шаманы стремятся максимально следовать традициям предков».

16 марта, 12.00

Кинотеатр «Звезда»

Вход свободный

Искусство в дикой природе

Арт-парк деревни Никола-Ленивец и фестиваль «Архстояние»

«Штурм неба» — арт-объект Михаила Скворцова из архитектурного бюро Manipulazione Internazionale, осуществлённый в рамках фестиваля «Архстояние» 2012 года
Руководитель проекта «Архстояние» Юлия Бычкова расскажет о деревне и арт-парке Никола-Ленивец и о фестивале «Архстояние», а также покажет документальный фильм Ольги Привольновой «У Бога такой дачи нет».

16 марта, 15.00

Кинотеатр «Сатурн»

Вход свободный

Сказки Бажова

На детском утреннике можно будет увидеть советские мультфильмы по сказкам Бажова и расписать по их мотивам стулья вместе с мультипликатором Светланой Ельчаниновой.

0+

Как найти золотой клад? Зачем могут пригодиться перья в решете? Где водится волшебный козлик Серебряное копытце? Какие узоры прячутся в малахитовых камушках и как эти узоры оттуда извлечь? Обо всем этом повествуют удивительные уральские сказы и сказки. Сокровища, таинственные духи, волшебные животные… - замечательный сказочник Павел Петрович Бажов пересказал для детей народные поверья Урала, а великолепные советские мультипликаторы – Валерий Фомин, Инесса Ковалевская (известная каждому по мультфильму «Бременские музыканты»), Наталия Голованова и Геннадий Сокольский (один из основателей альманаха «Веселая карусель») сняли по сказкам Бажова замечательные мультфильмы, пронизанные волшебством и атмосферой уральского фольклора.

После показа мульт-сборника мультипликатор и режиссер анимационного кино Светлана Ельчанинова («Зверюшки-добрюшки», «Решето-сити») и юные зрители распишут стулья по мотивам сказок Бажова.

В кинопрограмме:

Кадр из мультфильма «Синюшкин колодец»
Синюшкин колодец

СССР, 1973, Свердловская киностудия, реж. Валерий Фомин, 16 мин.

Бабушка Ильи, умирая, завещала внуку решето пера да наставление о загадочной бабке Синюшке, что может вознаградить богатством удалого человека. Илья, простота, пока провожал бабушку в последний путь, не уберёг наследство, утащили корыстные люди. Осталось у него всего три пера, собрал он их в шапку и решил проведать загадочную Синюшку...

Травяная западенка

СССР, 1982, Свердловская киностудия, реж. Валерий Фомин, 15 мин.

Сказовое переложение известной среди мастеров легенды о Шаврихинском тайнике, где якобы малахита можно было взять сколько угодно – лишь бы место знать…

Горный мастер

СССР, 1978, Союзмультфильм, реж. Инесса Ковалевская, 18 мин.

Данила-мастер пропал, но невеста его, Катерина, решила ждать жениха, так как верила, что он жив.

Огневушка-поскакушка

СССР, 1979, Союзмультфильм, реж. Наталия Голованова, 10 мин.

Рассказал дед внуку о девочке огневушке-поскакушке, которая где поскачет там находят золото. И когда у них зимой закончилась картошка, пошел внучок к ней за помощью...

Серебряное копытце

СССР, 1977, Союзмультфильм, реж. Геннадий Сокольский, 10 мин.
Девочка Даренка мечтала увидеть волшебного козлика Серебряное копытце и сумела осуществить мечту, благодаря своей доброте, бескорыстию, любви к природе.

Общая длительность кинопоказа: ок. 70 мин.
Программа проводится совместно со студией «Союзмультфильм» и Госфильмофондом России.

23 марта, 15.00

Кинотеатр «Сатурн»

Вход свободный

«Урсдон - территория одиночества»

0+

Программа документальных короткометражек о республике Алания-Северная Осетия, мастер-класс по приготовлению осетинских пирогов, дегустация осетинских пирогов и, конечно же, зажигательные танцы

Кадр из фильма «Урсдон – территория одиночества»

В кинопрограмме:

«Шагди»

Реж. Султан Цориев, 2005, 20 мин. Пр-во «Северо-Кавказская студия кинохроники»

Главным героем их ленты стала лошадь кабардинской породы по кличке Шагди. Она играет в картине роль рассказчика: ведет повествование, по-доброму подтрунивая над человеком. Из «уст» Шагди зритель узнает о непростом характере этих свободолюбивых животных, истории их взаимоотношений с людьми на протяжении веков. Ставка сделана именно на кабардинскую породу – ее представители более приспособлены к суровым условиям гор, стойко преодолевают самые тяжелые препятствия. Найти общий язык с ними нелегко, но династии Закуреевых из кабардино-балкарского села Кенделен это удается.
Фильм получил спецприз Международном байкальском фестивале документальных и научно-популярных фильмов «Человек и природа» «За поэтический рассказ лошади о человеке».

Кадр из фильма «Урсдон – территория одиночества»
«Урсдон - территория одиночества»

Реж. Мария Козлова, 2007 г., 21 мин., пр-во «Студия «Три ЭФ»

Главный герой фильма Виктор Амбалов — житель горного села Урсдон республики Северная Осетия. Сорок лет назад здесь было более 500 дворов, а сейчас осталось только три. Виктор живет в строгой аскезе. Ему достаточно скромной еды и подвального помещения для ночлега. Здесь останавливается на ночь и его овечье стадо. Жизнь Виктора Амбалова совсем не соответствует привычным представлениям о быте и комфорте. Ему почти 80 лет, но выглядит он намного моложе. В селе Урсдон зимой совсем не бывает женщин. Там живут четверо мужчин. Они и расскажут зрителям о странном характере Виктора…

«Герой в героическом городе»

Реж. Мадина Тезиева, 26 мин., 2012, производство ОАО «ТПО «Северо-Кавказская студия кинохроники».

Теплый, по-человечески добрый рассказ о жителе Владикавказа, легендарном разведчике Великой Отечественной, последнем из оставшихся в живых полном кавалере ордена Славы, Викторе Михайловиче Коняеве.
Программа подготовлена Гильдией неигрового кино и телевидения.

Пирогами щедро угощает и учит их готовить компания «Le Pirog»

Программа проводится совместно с Постоянным представительством Республики Северная Осетия – Алания при Президенте РФ
23 марта, 15.30

Кинотеатр «Факел»

Цена билета: 300 руб.

Путешествие в Арктику с Вилле Хааспало

Рассказы путешественника и кинопоказ фрагментов из многосерийного фильма «Русская Арктика с Вилли Хаапасало».

6+

Вилле Хаапасало и Владислав Кеткович во время путешествия по Арктике
Знаменитый путешественник, этнограф, директор Фонда этногеографических исследований расскажет о путешествии в Арктику с Вилле Хааспало, а также покажет фрагментов из многосерийного «Русская Арктика. 30 дней с Вилле Хаапасало», ставшего результатом этого путешествия.
«География у нас такая получилась: Белое море, Канинский полуостров, Ямал, Таймыр, север Якутии, Чукотка, - а сколько приключений было!...», - рассказывает Кеткович. Хаапасало, Кеткович и съемочная группа посетили базу атомных ледоколов в Мурманске; побывали в Ловозерских тундрах, прокатилась на лодке по Сейдозеру к знаменитому сейду Куйве; пообщались с жителями Анадыря и поселка Лаврентия; посетили базу морского охотника Владимира Эйнеучейвуна, расположенную в заброшенном поселке Нунямо Чукотского района.

Вилле Хаапасало во время путешествия по Арктике
фото: Владислав Кеткович
Многосерийный фильм «Русская Арктика. 30 дней с Вилле Хаапасало» - это четвертая часть масштабного документального проекта Хаапасало про Россию. «По России за 30 дней», вторая - «Великий шелковый путь», а третья - «30 дней с финно-угорскими народами».
23 марта, 16.00

Кинотеатр «Звезда»

Вход свободный

Счастливые люди

6+

Кадр из фильма «Поморы»
Встреча с кинодокументалистом Дмитрием Васюковым, показ первой части из документального фильма «Поморы» и рассказ о запуске нового проекта «Счастливые люди. Алтай».

Забегающие в воду тюлени, стаи птиц, взбивающие крыльями морскую гладь, бесконечные просторы тайги и огненные закаты… впрочем, великолепные натурные съемки – только фон в фильмах Дмитрия Васюкова, поскольку его работы – о людях, свободных, сильных, трудолюбивых людях, живущих порой в невыносимых, казалось бы, условиях – в заброшенных деревнях, в суровом климате, и в то же время, людях, несомненно, счастливых.
««Счастливые люди» - это название без всякого потаённого смысла, без всякого эзопова языка, без всяких толкований. Прямо вот так - счастливые люди. Потому что они действительно счастливые. Я никогда не думал, что это вообще может быть, что так может себя чувствовать и жить человек в нашей стране», - говорит режиссёр Дмитрий Васюков, один из самых ярких современных российских документалистов, единственный, с кем работал на равных культовый режиссер Вернер Херцог.

На встрече в кинотеатре «Звезда» Васюков покажет первую часть из своего нового фильма «Поморы», расскажет о съемках на Белом море, а также о проекте, к которому он сейчас только подступается. Новая картина будет посвящен Алтаю.
«Разные люди идут сюда «за счастьем». Каждый - своим, особым путем. И самое удивительное, что многие находят его здесь», - рассказывает Дмитрий Васюков. «Многие верят, что где-то в этих местах находится Шамбала, город Великих Учителей. А воды Катуни, которые окрашивает в белый цвет известняковое дно, дали название «Беловодью» - алтайскому «раю на земле». Эту свободную и счастливую страну испокон веков искали здесь бродяги, каторжники, раскольники – все те, кто бежал от гнета властей, рабского труда, гонений за веру. Здесь начинали новую жизнь. Здесь спасались – во всех смыслах этого слова. И сегодня людей, которые живут в этих местах, отличают внутренняя свобода и навык выживания».

Сейчас режиссер готовится к съемкам и собирает деньги на осуществление проекта. В этом помогает знаменитый портал краудфандинга Planeta.ru, который стал партнером и данного показа. На страничке «планеты», посвященной «Счастливым людям» можно не только помочь проекту, узнать много интересного об Алтае и его жителях, но и посмотреть 4-серийный фильм Дмитрия Васюкова «Счастливые люди. Енисей», ставший международной «визитной карточкой» режиссера.

Кадр из фильма «Поморы»
«Поморы»
Россия, 2013, реж. Дмитрий Васюков, 2х51 мин.
В России, как ни в одной другой стране мира, остались еще такие места, в которых люди живут по законам окружающей природы, черпая ее силы и прислушиваясь к ее ритмам. Во многих далеких и оторванных от столбовой дороги цивилизации уголках, в силу исторических или других причин, когда-то оказались люди, сумевшие там укрепиться и выжить. Их жизнь не назовешь сладкой, но вместе с тем она дает им главное – уверенность в себе, покой и правоту на душе. Все то, что ищет и зачастую так и не находят жители цивилизованных городов.
Сериал Дмитрия Васюкова «Счастливые люди» начался с четырех серий о жизни в сибирской тайге, на Енисее. «Поморы» - продолжение цикла - рассказывает о людях, живущих на Белом море, об их уникальном для России укладе жизни, культуре и даже особом языке. Суровая природа севера, огромные безлюдные просторы, морские и речные промыслы, как один из главных источников жизнеобеспечения – все это сформировало совершенно особый человеческий тип, особый «поморский характер».
Вера и труд – вот то, что дает им силу не только твердо стоять на ногах, но и сохранять самоуважение. Истинное счастье человека - гордиться своим образом жизни, профессиями и умением работать не только ради денег. Человек, способный сохранить высокое отношение к своему труду и ощущающий себя хранителем тех знаний и мужицкого опыта, которые получил он от своих предков – вот тот образ, по которому тоскуют многие наши соотечественники.

Екатерина Визгалова

23 марта, 12.00

Кинотеатр «Спутник»

Вход свободный

Небесные жены луговых мари

Художественный фильм

Россия, 2012, 85 мин.

Режиссер: Алексей Федорченко

18+

Кадр из фильма «Небесные жены луговых мари»
«Картина делалась на марийском языке, а поскольку владели им далеко не все участники процесса (это касается и съемочной группы, и многих актеров, приехавших из других городов: Юлии и Полины Ауг, Яны Трояновой, Дарьи Екамасовой), то их приходилось учить основам таинственного древнего наречия, а потом все равно озвучивать чужими голосами. Язык стал первым фактором отстранения, отрешения от постылой современной действительности: недаром Осокин — филолог-фольклорист. Но были и другие: фантастические, хоть и реальные пейзажи, невероятные костюмы, забытые языческие ритуалы, то ли извлеченные авторами из-под спуда, то ли придуманные заново» (Антон Долин, «Эксперт»).

«Денис Осокин и Алексей Федорченко пересочиняют марийский фольклор, как Гоголь пересочинял украинский. И если уж подыскивать «Небесным женам» ближайшую аналогию, то это «Вечера на хуторе близ Диканьки»» (Олег Зинцов, «Ведомости»).

Алексей Федорченко: «Мне нравится работать на стыке документального кино и сказки. Я так и называю свои фильмы: документальные сказки. В основу фильма положены реальные обряды, существовавшие десять, сорок, пятьдесят лет назад или поныне существующие. Например, отголоски обряда, совершаемого на сороковой день, когда ряженый идет с кладбища в образе умершего, бытуют до сих пор. Мы вернули в реальную жизнь обряд, который пропал еще в 20–30-х годах – девушка, у которой начались месячные, должна прогудеть в трубу из березовой коры, объявить о том, что появилась в деревне новая невеста. Я нашел настоящую трубу в музее. Все уже забыли, как она звучит, у нее не было мундштука. Марийский мир полон волшебных сюжетов и таинственных обрядов. Сейчас возрождаются традиции молений в священных рощах – бывают общереспубликанские моления, когда собирается по несколько тысяч человек. В каждой деревне есть своя роща, у многих людей – свое дерево. Карты предлагали назначить какое-либо дерево и моим духовным двойником, но я не решился – страшно оставлять частичку души в марийских лесах. Там по-прежнему поминают усопших, празднуют начало и конец урожая – это обычная, нормальная жизнь».

23 марта, 16.00

Кинотеатр «Тула»

Вход свободный

Коктебель

Художественный фильм

Россия, 2003, 100 мин.

Реж.: Борис Хлебников, Алексей Попогребский

0+

Кадр из фильма «Коктебель»
«В нынешнее время по-настоящему интересен (и способен вызвать искреннее сострадание) лишь герой, выпавший из реальности, не желающий или не могущий играть по ее правилам. В этом принципиальном аутсайдерстве — особость «Коктебеля». Прекрасен мальчик — от души желаю удачи исполнителю этой роли Глебу Пускепалису. В роли отца замечателен питерский актер Игорь Черневич - любо-дорого смотреть, какими скупыми средствами он сумел сделать героя обаятельным даже в слабости. У нас давным-давно не было таких экранных персонажей (разве что в сериале «Дальнобойщики»): одинокий полуспившийся дачник, брутальный шофер грузовика, тоскующая по любви медсестра… Все эти люди затерялись на российском пространстве. Образ этого осеннего, межеумочного, знобкого пространства — едва ли не самое сильное, что есть в картине. И это не социальный диагноз — вот, мол, все мы странствуем, все никак никуда не придем, — а постоянное, не зависящее от эпохи самоощущение человека, не умеющего бороться за существование. Странствие становится единственным ответом и, если угодно, вызовом миру оседлых людей, примирившихся с жизнью» (Дмитрий Быков, «Искусство кино»).

30 марта, в 16.00

Кинотеатр «Тула»

Вход свободный

Путешествие в Карачаево-Черкесию

6+

Рассказы о Республике Карачаево-Черкесия, документальные фильмы о Республике, демонстрация свадебного обряда, дегустация национальных лакомств, мастер-класс по танцам.

Небольшая подборка короткометражных документальных фильмов и фрагментов расскажет зрителям об истории и сегодняшнем дне Карачаево-Черкесской Республики, о многообразии населяющих ее народов, их культуре, быте и традициях. А в фойе кинотеатра зрители смогут насладиться этими традициями воочию и даже попробовать «на зубок» национальную кухню. Гости увидят традиционный свадебный ритуал, который издавна поражал иноземцев своим изысканным великолепием, а также смогут научиться азам национального танца на специальном коротком мастер-классе. И, конечно, всех посетителей ждут интересные и необычные угощения.
Программа проводится совместно с Постоянным представительством Карачаево-Черкесской Республики при Президенте Российской Федерации

30 марта, 12.00

Кинотеатр «Спутник»

Вход свободный

Смех и горе у Бела моря

Программа рекомендована для детей от 6 лет

Кадр из мультфильма «Смех и горе у Бела моря»
Показ анимационного фильма для всей семьи «Смех и горе у Бела моря» и творческие занятия с детьми от студии «7BiOZ»

И чего только не случается на русском Севере!.. Тут льдины плавают по реке даже летом, женщины одним голосом дрова пилят, песни замерзают на морозе, после чего их можно хранить и продавать как сувениры, а апельсиновые деревья растут прямо посреди моря… Об этих чудесах и небывальщинах расскажет зрителям удивительный анимационный фильм Леонида Носырева, известного широкой публике, благодаря мультфильмам «Тигренок на подсолнухе», «Антошка», «Рыжий, рыжий, конопатый» и другим. Поклонник русского Севера, а также историй, поведанных замечательными сказителями Борисом Шергиным и Степаном Писаховым, Леонид Носырев сделал фильм для всей семьи с присказками для детей, философскими притчами для взрослых и тонкими этнографическими наблюдениями для тех, кто интересуется, как и автор, традициями, культурой и обычаями народов Севера.
Перед показом фильма замечательная мультипликационная студия «7BiOZ» проведет с юными зрителями творческие занятия.

Мультфильм состоит из нескольких рассказов, которые старый артельщик в исполнении Евгения Леонова рассказывает своим товарищам на ночь.

«Вечны льдины» - байка про то, что на реке даже летом можно на льдинах кататься, и они совершенно не тают. Но секрет этих чудес природы жители с берегов Северной Двины раскрывать не спешат. «Про медведя» - история о том , как медведь из бурого стал белым, извалявшись в муке. «Морожены песни» - из-за мороза в двести градусов слова песен замерзают и становятся узорами. Если их правильно заготовить и хранить, то это может стать очень занятным товаром для иностранных купцов. «Волшебное кольцо» - сказка о добром Ваньке, кошке Махе, собаке Жуже белой масти и змее Скарапее. «Перепилиха» - фантастическая комедия про бабу, которая голосом работала как бензопилой, что принесло как горе, так и пользу. «Апельсин» - в водах моря случайно пророс апельсин. Да ещё как пророс! В итоге дал сотни фруктов (всю зиму их ели), а сам гигантский плод использовали в качестве фонаря. «Иван и Адриан» - печальная история, герои которой, оставшись на скалистом островке, создали деревянный памятник в напоминание другим рыбакам, о коварстве морской стихии.

Леонид Носырев: «Мое увлечение Севером началось в 1961-м году с книжечки Бориса Шергина «Океан, море русское». Север – хранитель древнерусской культуры. И живописной, и музыкальной, и архитектурной, и еще в 19-м веке Север привлекал многих художников. Вот и меня все это заинтересовало, так что я шел в этом направлении. И думаю, не зря. Сначала один, потом уже с Верой (Вера Кудрявцева-Енгалычева – жена режиссера и художник на многих его фильмах. – ред.), я много ездил в те края, смотрел, впитывал. Такие поездки необходимы для творческого человека – в них собирается хороший запас мировоззренческий и художественный, который потом оборачивается каким-то самостоятельным видением.
В результате эта связь с Севером стала моей основой, моим творческим кредо на все последующие годы. В 1976-м году я приступил к своему первому фильму на эту тему «Не любо, не слушай», и в последующие годы снял большой цикл фильмов, связанных с русским Севером. /…/ После «Волшебного кольца» мы с Юрием Ковалем задумали собрать фильмы, сделанные ранее в полнометражный фильм под названием «Архангельские новеллы». Но в госкино эту идею не одобрили. И мы сделали отдельный выпуск «Архангельские новеллы», где было две сказки Писахова: «Перепелиха» и «Апельсин». А потом, уже когда сняли фильм «Поморская быль» по рассказу Бориса Шергина, нам дали возможность все это собрать вместе. Название «Архангельские новеллы» уже было использовано, поэтому придумали новое – и на мой взгляд, более сильное – «Смех и горе у Бела моря».
Иногда этот фильм называют альманахом, но это неправильно. «Смех и горе у Бела моря» - это самостоятельное эпическое произведение, для которого мы проводили большую подготовку. Мы ездили по Северу, собирали материал, записывали в Архангельске колокольный звон, причет».

(Из материалов для второго выпуска «Энциклопедии отечественной анимации»)

Программа проводится совместно со студией «Союзмультфильм»

30 марта, 14.30

Кинотеатр «Звезда»

Вход свободный

«Оптическая ось»

12+

Кадр из фильма «Оптическая ось»
Документальное кино, реж. Марина Разбежкина, 90 мин., 2013, пр-во «Мастерская Марины Разбежкиной»

Марина Разбежкина – режиссер, педагог, член Союза кинематографистов России, член Гильдии неигрового кино и телевидения, Российской Академии кинематографических искусств «Ника» и Европейской академии киноискусства. Ее новый фильм «Оптическая ось» - путешествие в Россию минувшую, попытка осмыслить изменения, произошедшие в нашей стране с людьми за 100 лет. Фильм сознан в необычном жанре сопоставления нынешней реальности и фотографий, снятых на рубеже 19 и 20 веков. Снимки, сделанные первым русским фотографом-реалистом Максимом Дмитриевым, были напечатаны в виде трехметровых постеров и вместе со съемочной группой отправились по тем местам, где они были созданы. Люди разных сословий, социальных групп и профессий рассматривают «самих себя» спустя век и рассуждают о жизни и о тех, кого они видят на фотографиях.

Семь историй в фильме сопоставляют прошлую и нынешнюю жизнь банкиров, шансонеток, ремесленников, старообрядцев, врачей, бездомных и рабочих на металлургическом заводе. В каждом из эпизодов фотография служит инструментом осмысления реальности и, конечно, обращает смотрящего внутрь себя.
Фильм участник Лейпцигского международного фестиваля 2013 года.

30 марта, 14.50

Кинотеатр «Факел»

Вход свободный

«Книга тундры: Повесть о Вуквукае – маленьком камне»

Кадр из фильма «Книга тундры: Повесть о Вуквукае, маленьком камне»
Документальное кино, реж. Алексей Вахрушев, 2011 г., 105 мин., пр-во «Высокие широты»

Оленеводство - основа древней, самобытной культуры и образа жизни чукчей-оленеводов, коренных жителей Чукотки, повседневной обыденной жизни которых посвящена картина режиссера Алексея Вахрушева. Главный герой фильма - могучий и мудрый старик Борис Федорович Вуквукай, настоящий человек Тундры, чья жизнь неотделима от оленя. Вот уже 72 года он живет в глубине Чукотского полуострова в Чаунской тундре. Его имя в переводе с чукотского означает «маленький камень». Бригада Вуквукая выпасает огромное оленье стадо — более 10 тысяч голов. Их жизнь постоянная борьба за выживание и благополучие в тяжелейших погодных условиях Чаун-Чукотки. Они глубоко верят в силу традиций и потому успешны в этой борьбе. Их хранит древняя культура чукчей-оленеводов, а они живут ею и сохраняют ее. Пока это так, их мир остается незыблем. Стадо за день способно съесть целое пастбище, поэтому людям приходится передвигаться с места на место со всем своим скарбом и жильем.

Кадр из фильма «Книга тундры: Повесть о Вуквукае, маленьком камне»
«Книга тундры» разделена на короткие главки-микросюжеты. Мы видим почти весь производственный и жизненный цикл: осенью - перегон стада, строительство кораля, отбор оленух для отела, забой и разделку оленя, вязку упряжи для вьючных оленей, кильвей - праздник рождения оленят, обряд кормления духов, соревнование мужчин по бегу с палкой; весной - выделку шкур, лечение «копытки» у оленей; наряду с этим - жизнь в яранге: приготовление еды, починку обуви, обучение внуков; наконец, занятия самих детей, ловлю рыбы и неизменные проказы. Семья и ее уклад – основная тема фильма, общая для всех и столь актуальная в нашем обществе. Именно в семье, по мнению режиссера, заключается главный источник человеческого счастья.

Фильм получил большое количество премий международных и отечественных кинофорумов, включая фестивали в Канаде, Италии, Австралии, Испании, Южной Корее, Норвегии и других странах, получил национальную кинематографическую премию Ника, Национальную премию в области неигрового кино и телевидения «Ларовая ветвь», премию киноведов и кинокритиков «Белый слон» и другие награды

30 марта, 15.00

Кинотеатр «Сатурн»

Вход свободный

Эскимосские сказки

0+

Мультфильмы по эскимосским и северным сказкам, игры, конкурсы и творческие занятия

В кинопрограмме:

Тимун и нарвал

Россия, 2001, студия «Анимос», реж. Наталья Орлова, 13 мин.
Сказка о дружбе слепого мальчика и его тети, о необычных превращениях и чудесах.

Кадр из мультфильма «Про ворона»
Про ворона

(из проекта «Гора самоцветов»)

Россия, 2004, студия «Пилот», реж. Алексей Алексеев, 13 мин.
Человек и медведь поймали одну рыбу и начали спорить, кому она достанется. Вот и решили сказки рассказывать – про ворона. Чья сказка лучшая, тот рыбку и получит.
Рыбья упряжка

СССР, 1982, студия «Союзмультфильм», реж. Станислав Соколов, 19 мин.
Мультфильм по сказкам народов севера. Первая - «Ворон Кутх» ительментская сказка, о вороне, которого жена послала за рыбой. Поймал он глупую горбушу, которой сказал, что приглашает в гости, а они сначала поверили, а потом круто развернулись и понесли ворону обратно в море... Вторая - «Букашка путешественница» эскимосская сказка, о букашке которая путешествовала, обошла всю землю, рассказывала что видела, но никто ей не верил, и все над ней только насмехались. Третья - «Улитка» ительменская сказка, об волшебной улитке от которой исходил свет и все вокруг ему радовались...

Келе

СССР, 1988, студия «Союзмультфильм», реж. Михаил Алдашин, Пеэп Педмансон, 7 мин.
Сказка о том, как две девочки пошли собирать ягоды и встретили огромное чудовище Келе, которое любило музыку. В фильме использована чукотская народная музыка.

В яранге горит огонь

СССР, 1956, студия «Союзмультфильм», реж. Ольга Ходатаева, 20 мин.
Далеко на Севере, в маленькой бедной яранге жила вдова с двумя детьми. Сына звали Ятто, а его сестру — Теюне. Дети были ленивые и непослушные, они не хотели помогать матери и собирать хворост для костра. И когда огонь в очаге погас, злая старуха Пургаворвалась в ярангу. Мать пыталась защитить своих детей, но Пурга унесла её. Брату и сестре пришлось забыть про свою лень и отправиться на поиски. Они проделали долгий путь и преодолели много опасностей, прежде чем смогли найти жилище Пурги и спасти свою маму.

Программа проводится совместно со студиями «Союзмультфильм», «Анимос», «Пилот».

Вторая и третья части «Путешествия по России» запланированы на лето и осень.

Ссылки по теме

фотографии

Обсуждение

анонс