В Музее кино - «Документальная среда»

Кино-Театр.РУ

Новости кино

В Музее кино - «Документальная среда»

Музей кино и Центральный Дом журналиста представляют свой новый проект - Клуб документального кино «Документальная среда», открытие которого циклом картин латышской школы документалистики из коллекции Посольства Латвийской республики в России и Рижского киноцентра состоялось 16 февраля.

2 марта зрителям будет представлен новый фильм Павла Костомарова и Александра Расторгуева «Я тебя люблю». 16 марта - 2 короткометражных фильма Дмитрия Золотова «Фатум» о Врубеле и «О рыбаке и рыбке» о Чехове. 30 марта будет представлена британская школа документалистики, а 13 апреля - польская школа. Наконец, 27 апреля Музей кино продолжит представлять латвийскую школу - «235 000 000» Улдиса Браунса.
Начало показов в 19:00.
Вход свободный.

Адрес: Центральный Дом журналиста, Москва, Никитский бульвар д. 8а.

Программа клуба:

В Музее кино - «Документальная среда»

2 марта

Я тебя люблю
Драма (молодёжная комедия). 80 минут.

Фильм-участник фестиваля в Роттердаме–2011

Режиссеры: Александр Расторгуев, Павел Костомаров

Продюсеры: [url=http://www.kino-teatr.ru/kino/producer/ros/21276/bio/]

Фильм-эксперимент, фильм-мозаика, кино коллективного авторства – первый совместный проект режиссеров-документалистов Александра Расторгуева и Павла Костомарова, работа над которым велась полтора года. Чтобы найти героев, режиссеры отсмотрели множество людей в Ростове-на-Дону. Раздали им маленькие камеры, дав задание — снять про себя искреннее кино. Из получившегося материала — отснятого вручную, непрофессионального – выделили 50 самых талантливых авторов. Получилась одна из лучших экспериментальных картин последнего времени – настоящий документ современной российской жизни.

Фильм начинается как стилизация милицейской оперативной съемки. Капитан милиции снимает свою будничную работу, семью, приключения. Однажды он забывает камеру в бардачке машины. Ее обворовывают. Так камера «уходит в народ» и попадает в руки трех подростков.
Молодые люди с рабочей окраины развлекаются новой игрушкой. Они снимают свою жизнь, пустые разговоры, бессмысленную работу, болтание по району, свидание и ссоры с девчонками. Постепенно на передний план проступает главная тема их молодой жизни - любовь. Цинизм и инфантильность молодости сталкиваются с настоящим и важным проявлением жизни, и мир героев переворачивается.
В Музее кино - «Документальная среда»Павел Костомаров

Родился в Москве в 1975 году.

Окончил операторский факультет ВГИКа (2002).

Как оператор работал с кинорежиссёрами Сергеем Лозницей, Виталием Манским, Александром Расторгуевым, Алексеем Учителем, Алексеем Попогребским.

В Музее кино - «Документальная среда»Александр Расторгуев

Родился в Ростове-на-Дону в 1971 году.

Окончил Государственную академию театрального искусства в Санкт-Петербурге (1998).

Работал режиссером на ТВ и драматическом театре.

16 марта

Фатум (2008), 26 мин.

Режиссер: Дмитрий Золотов.

Фильм озвучивали: Полина Кутепова, Николай Лазарев

«Фатум» - фильм о трагической судьбе Михаила Врубеля, о конфликте между требованиями искусства и жизни. Действие фильма развивается посредством ретроспективных эпизодов. После каждого из них происходит возвращение в воображаемое пространство, созданное из фрагментов врубелевских картин.
Врубель отличался редкой многогранностью дарования. Он известен как мастер монументальных росписей, станковых картин, театральных декораций, как график, скульптор и даже архитектор.

Но самым знаменитым остается его «Демон».

Образ, работая над которым Врубель в итоге попал в психиатрическую лечебницу, ослеп и умер.

О рыбаке и рыбке (2010), 26 мин.

Режиссеры: Дмитрий Золотов, Геннадий Седов

Тема фильма «О рыбаке и рыбке» звучит в подзаголовке: «Сон Антона Павловича после премьеры «Чайки»». Стилистика сна делает естественным В Музее кино - «Документальная среда»переплетение эпизодов из биографии писателя с картинами жизни современного Таганрога.

Режиссёр Д. Золотов (р.1973) учился в МИРЭА. В кино- и телевизионном производстве с 1996 года. В 2002 году дебютировал в качестве режиссёра документального кино («Лучшие из лучших», т/к «Россия»), а в 2004 – как автор и режиссёр («Матушка-пехота», т/к «Россия»). Среди его фильмов – «Тайнозритель» (2005), «История пряностей» (2009).

30 марта

Британская школа документалистики

Этот вечер посвящен началу британской школы кинодокументалистики и ее основателю – режиссеру, оператору, сценаристу, продюсеру и актеру Джону Грирсону, и первому поколению британских документалистов – его учеников, единомышленников, соратников, последователей.
В Музее кино - «Документальная среда»Джон Грирсон, 1898-1972. Окончил университеты в Глазго и Чикаго. В течение нескольких лет изучал методы постановки учебных, научно-популярных и документальных фильмов в различных странах. Испытал сильное влияние творчества и теоретических взглядов С. Эйзенштейна и В. Пудовкина, Д. Вертова.

Как режиссёр дебютировал в 1929 — поставил документальный фильм «Рыбачьи суда», положивший начало школе британского документального кино. Затем поставил фильм «Индустриальная Британия» (1933, совместно с Робертом Флаэрти), «Траулер «Грентон»» (1934, совместно с Э. Энстеем).
Грирсон провозгласил тезис о том, что «документальный фильм является творческой интерпретацией современной действительности». Вокруг Грирсона, возглавившего киноотдел при Торговой палате, сгруппировались талантливые режиссёры-документалисты (Б. Райт, П. Рота, X. Уотт, Э. Энстей, С. Легг и др.). Пользуясь своими связями с официальными кругами, Грирсон обеспечил финансирование подавляющего большинства картин, выпущенных британскими документалистами в 1930-х гг. («Мельница в Барбадосе», «Груз из Ямайки», «Через холмы и долины» и др.). В 1933 возглавил киноотдел при главном управлении почт, где при его содействии были поставлены такие значительные фильмы, как «Песнь Цейлона» (1934), «Ночная почта» (1936), «Северное море» (1938) и др. В 1937 Грирсон основал киноцентр, объединивший режиссёров-документалистов, фильмы которых финансировались различными ведомствами. Здесь были выпущены фильмы «Лицо Шотландии», «Богатство нации», «Они сделали землю» (все в 1938) и др. В 1939—46 Грирсон в основном работал за границей (Австралия, Новая Зеландия, США, Канада), способствовал активизации производства документальных фильмов в Канаде. В 1941 снял фильм «Остров Черчилль», который удостоен премии Американской академии киноискусства и наук как лучший документальный фильм года. После войны стал одним из основателей канадской кинематографии. В 1947 возглавлял отдел печати, кино, радио и телевидения при ЮНЕСКО. С 50-х гг. выступал в качестве продюсера.

Грирсон пришел в кино как социолог и журналист. Британские документалисты стремились к актуальности, просветительству, тяготели к публицистике. Вокруг Грирсона объединилась группа режиссёров, создавших новаторские по форме фильмы, в которых были реалистически показаны повседневный труд людей разных профессий, трудные условия жизни бедных слоев населения. Взгляд Грирсона и – под его влиянием – его окружения на неигровое кино отличался тем, что документальное кино воспринималось, скорее, как новый вид журналистики и средство влияния на общество. Они повернули зрителей лицом к повседневной жизни, противопоставляя свои фильмы фильмам других кинематографистов, стремившихся найти какие-то необычные моменты и обстоятельства для своих героев. Фильм «Рыбачьи суда» Грирсона о жизни английских рыбаков, снятый в 1929-ом году, впервые показал зрителям повседневную жизнь, которая к тому же происходила у них под носом, а никто ее не замечал. Грирсон возвращал своих зрителей из экзотических стран на родину, заставляя присматриваться к окружающей будничной жизни.
THE COMING OF THE DIAL (Появление «Дайла»), 1933, 14 мин. Режиссер: Стюарт Легг. Продюсер: Джон Грирсон.

Granton Trawler (Траулер «Грентом»), 1934, 11 мин. Режиссер и оператор: Джон Грирсон.

6.30 COLLECTION, 1934, 15 мин. Режиссер: Гарри Уотт и Эдгар Энстрей. Продюсер: Джон Грирсон.

SONG OF CEYLON (Песнь Цейлона), 1934, 40 мин. Режиссер: Бэзил Райт. Продюсер: Джон Грирсон.

A COLOR BOX (Цветная коробка), 1935, 4 мин. Режиссер: Лен Лай. Продюсер: Джон Грирсон.

COAL FACE (Угольное лицо), 1935, 12 мин. Режиссер: Альберто Кавальканти. Продюсер: Джон Грирсон. Музыка Бенджамена Бриттена.
SIXPENNY TELEGRAM (Телеграмма за 6 пенсов), 1935, 6 мин. Режиссер: Дональд Тейлор. Музыка Бенджамена Бриттена.
13 апреля
Польская школа документалистики

Зарождение школы документального кино в Польше происходило параллельно со становлением «польской киношколы», славу которой составили игровые картины Вайды, Мунка, Кавалеровича и других режиссеров. Настоящим событием в кино 1950-х стали фильмы «черной серии» – блестящие по форме и смелые по содержанию критические свидетельства противоречивых процессов, происходивших в Народной Польше. С начала 60-х, когда режиссеры игрового кино стали искать подходы к современной теме, но редко достигали в этом успеха, именно документалисты смогли рассказать о повседневной жизни обыкновенных поляков – настолько убедительно и в то же время просто, что эти короткие фильмы производят впечатление до сих пор. Документалистика следующего десятилетия (предшествовавшего декаде распада соцлагеря) продолжила эту тенденцию, углубив психологический аспект исследования. Все эти годы польская школа документального кино, несомненно, оставалась одной из сильнейших в мире.

«Варшава, 1956» (1956), Ежи Боссак и Ярослав Бжозовский, 7 мин.

«Городок» (1956), Ежи Зярник, 10 мин.

«Люди из пустого пространства» (1957), Казимеж Карабаш и Владислав Шлесицкий, 15 мин.

«24 часа Ядвиги Л.» (1967), Кристина Грычеловская, 14 мин.

«Пожар! Пожар! Наконец что-то происходит…» (1967), Марек Пивовский, 13 мин.

«Хэппи-энд» (1972), Марцель Лозиньский, Павел Кендзерский, 16 мин.

«Ванда Гостиминьская, ткачиха» (1975), Войчех Вишневский, 21 мин.

27 апреля
Латвийская школа документалистики

продолжение

235 000 000 лиц
Автор сценария: Герц Франк

Режиссеры: Улдис Браунс, при участии Бируты Вельдре и Лаймы Зургиня

Рижская киностудия, 1967, 108 мин.
Фильм был снят к 50-летию Октябрьской революции. Задуман как парафраз фильма Дзиги Вертова «Шестая часть мира», который снимался в 1926 к 10-летию революции на всей территории СССР.
Фильм Браунса и Франка, возродив принцип «монтажного образа страны», не стал повторением утопического вертовского образа «Простого Советского Человека как Хозяина Своей Страны» и тем более не гимном существующему государственному строю.
Первая часть картины стала образом естественного цикла жизни человека и образом дружественного сосуществования разных народов, их обычаев и культур.
Что же касается образа государства, то во второй части фильма оно предстает настороженным, военизированным, ощетинившимся против всего мира. Фильм был весьма прохладно принят властями, но, во избежание громкого скандала, не запрещен, а быстро снят с экрана.
В Музее кино - «Документальная среда»Улдис Браунс
Родился 19 декабря 1932 г. В 1959 г. окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Л. Косматова), в 1966 г. — Высшие курсы сценаристов и режиссёров. В 1957—1961 гг. — оператор Дальневосточной студии кинохроники, в 1961—1991 гг. — оператор, режиссёр Рижской к/с.Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР.

Герц Франк
В Музее кино - «Документальная среда»Он пришел в кино из фотографии, азбука которой, как сказано в его записках «Карта Птолемея», помогает постигать азбуку кино. Преподанные фотографией уроки были Герцем Франком затвержены и усвоены: в тщательно проработанном изображении его фильмов значимы все элементы — свет, ракурс, композиция.

Уже первые работы Герца Франка были восприняты как революция в советской документалистике: изображение, в отличие от закабаленного цензурой и потому мертвого слова, оказалось в принципе неподконтрольно, ибо скрытые смыслы, которые оно транслировало, «проявлялись» только в восприятии зрителя.
Родился в г. Лудзе, Латвия. В 1947 г. окончил Камышловское пехотное училище Уральского военного округа и Свердловский филиал Всесоюзного заочного юридического института. Служил офицером в Забайкальском военном округе. Работал журналистом и фотографом во Владимире и Риге.

С 1959 г. — сценарист и режиссер Рижской к/с.

С 1993 г. живет в Израиле и Латвии. Преподает на ВКСР, в киношколах Германии, в Иерусалимской синематеке. Автор книги «Карта Птолемея. Записки кинодокументалиста» (1975) и ряда публицистических статей, опубликованных в научных сборниках и периодической печати. Луареат государственной премии Латвийской ССР (1967 г., 1989 г.).

Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1975 г.).

Премия «Лавровая ветвь» «За вклад в кинолетопись» (2001 г.)

Приз «Золотой Нанук» — «За вклад в развитие документального кино» на МКФ нового документального кино «Флаэртиана» в Перми (2006 г.) В свои 85 лет Герц Вульфович продолжает снимать кино.

Ссылки по теме:

Беседы при ясной луне о японском кино

«Я люблю тебя» - в Роттердаме

«Уроки немецкого» / «Японский вторник»

Обсуждение

анонс