Фильм рассказывает о приключениях героя восточных легенд Ходжи Насреддина, защитника угнетенных и обездоленных. Это продолжение фильма "Насреддин в Бухаре" (1943).
последнее обновление информации: 15.11.24
Этим фильмом Ганиев непосредственно продолжил дело, начатое Протазановым и им в годы войны. Но второй фильм с веселым персонажем восточного фольклора следует рассматривать как самостоятельное произведение с новой режиссерской и актерской трактовкой. Н. Ганиев решил показать не только блестящее остроумие, находчивость Насреддина, но и подчеркнуть его гуманистические устремления, мудрость, широту души. Режиссер и исполнитель главной роли Р. Хамраев, заимствуя у первого интерпретатора образа Насреддина— Л. Свердлина («Насреддин в Бухаре») отдельные черты внешнего облика и поведения, стремились создать самостоятельный, оригинальный образ и несомненно достигли в этом успеха.
Удачной находкой авторов оказался образ неразлучного спутника Насреддина, мелкого жулика и вора Безбородого, который на протяжении картины изменялся к лучшему под воздействием своего умного друга. Этот персонаж (в блистательном исполнении Р. Пирмухамедова) как бы оттенял прекрасные свойства души Насреддина. Взаимоотношения с Безбородым придавали ему жизненную убедительность. Это особенно выражалось в том, что авторы не побоялись разрешить положительному герою для осуществления своих замыслов — всегда справедливых и благородных — порой не только пускать в ход собственную хитрость, острословие, но и пользоваться услугами Безбородого, например ловкостью его рук.
В фильме Насреддин — сын своего времени, представитель противоречивой феодальной эпохи, который не прочь обратить против своих врагов их собственное оружие. Этот мудрец и философ не погнушается и в кости сыграть, чтобы отбить охоту у любителей азартных игр к «нечистым» деньгам. Но если Насреддин против ханов, эмиров, торгашей и других носителей зла, алчности, несправедливости борется острым словом, едкой сатирой, то по отношению к простым бедным людям выступает как умный, терпеливый, чуткий воспитатель и друг. Так трактуя образ Насреддина, Н. Ганиев и артист Р. Хамраев не погрешили против исторической правды. Они убедительно вскрыли глубоко народные истоми легенды о Насреддине.
В картине немало очень смешных сцен, имеющих глубокий смысл. Таков, например, эпизод, когда Насреддин, желая излечить Безбородого от страсти к азартным играм, обыгрывает его и под общий смех собравшихся заставляет чистить от колючек хвост своего ишака...
Н. Ганиев, одним из первых среди узбекских мастеров кино обратившийся к жанру комедии, проявил тонкое чувство юмора, находчивость, изобретательность и определенную смелость. Он не побоялся поручить многим театральным актерам роли, выходящие из их привычного амплуа. В игре артистов узбекских театров Р. Хамраева, А. Джалилова, С. Алимова, С. Талипова проявились различные оттенки комического. И жаль, что впоследствии в кино этим артистам не представилось больше возможности развернуть свое комедийное дарование, которое было открыто Ганиевым.
X. Акбаров
«20 режиссерских биографий», 1971 год, из-во «Искусство»