Поэтическое повествование по материалам летописей и сказаний, воссоздающих образ княгини Ольги, правительницы Киевской Руси конца 9-го - начала 10-го веков.
последнее обновление информации: 29.11.23
Появление этой картины в творчестве Юрия Ильенко не выглядит случайным. По-видимому, ощутив исчерпанность "мифологических" тем, он решил поставить исторический фильм. Результат, на мой взгляд, получился любопытным, хотя и не лишенным длиннот и срывов. Оставаясь верным поэтическому прочтению истории, Ильенко рассказывает нам о легендарной княгине, используя прием "Рассемона" А.Куросавы. Перед нами проходит несколько версий жизни Ольги, при которой "Русь вышла между народами и вровень стала". Версии, порой взаимоисключающие, но именно потому создающие противоречивый и сложный образ княгини. В самом деле, какой была Ольга - жестокой и коварной, или любящей и нежной? Умным и расчетливым политиком, искусным дипломатом или волею случая приглянувшейся князю Игорю крестьянкой, даже на троне чувствующей свою кровную связь с Землей и Природой, хранящей в памяти свою первую любовь к простому деревенскому парню?
Людмиле Ефименко досталась роль, возможно, самая трудная в ее творческой биографии. Ибо, возникая в рассказах и воспоминаниях разных людей, она должна была играть равно убедительно. Думается, актрисе больше удались лирические сцены. Надолго запоминается образ княгини в белых одеждах: бережно и ласково она держит в руках ребенка. Сквозь оконный проем струится мягкий солнечный свет, играя смутными бликами на белизне стен. Ольга похожа на мадонну - чистота, любовь, материнство...
"Легенда..." при всей разноплановости действия со многими персонажами - все-таки монофильм, картина об одной судьбе. Образы остальных героев основаны, скорее, на внешнем рисунке, чем на глубине проникновения в характер. Видимо, таков был и замысле автора, как всегда больше полагающегося на экспрессию изображения, метафоры, символы, чем на психологию персонажей. У поэтического кинематографа свои законы, и требовать от него подчинения принципам традиционной драматургии было бы, по меньшей мере, нелепо.
Александр Федоров