Следствие ведут Знатоки (1971-1989)

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Следствие ведут Знатоки кадры из фильма

Следствие ведут Знатоки

Следствие ведут ЗнаТоКи

1971-1989

Рейтинг:
  9.526 / 253 голоса

   

Регистрация

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы - Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

Да Нет

информация о фильме

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,
СССР
ЦТ (Центральное телевидение СССР)
14 февраля 1971 (ТВ)
35
детектив, криминальный фильм

Трое следователей МУРа - Знаменский, Томин и Кибрит (ЗнаТоКи) - распутывают сложнейшие дела.

последнее обновление информации: 05.09.18

критика

Князь старых вещей

В 1975 году телецикл «Следствие ведут Знатоки» перешёл на цветное изображение. Канула в лету чёрно-белая эстетика. Исчезла условность декораций, родственная театру. Телеспектакль уступил место телефильму. Усложнилась структура повествования – дело растянулось до трёх серий. «Знатоки» не просто обрели в расписании передач заветную надпись «(Цвет.)» - знак отличия. Сама жизнь ворвалась в кадр – мир развернулся на экране во всей красе. Однако красота выглядела какой-то сомнительной, ибо площадкой следственных действий в фильме «Ответный удар» оказалась свалка.
Для художественного телевидения подобная натура была, мягко говоря, необычной. Анти-эстетика в центре сюжета главного милицейского детектива! Это было сильным решением. Вряд ли столь смелый шаг удался без личного покровительства министра внутренних дел Щёлокова.

Постановщики прямо-таки били в нос – неприглядным зрелищем и неароматным амбре, о котором догадывались все. Правда, операторы, как могли, смягчали впечатление. Показывали свалку закутками, избегая, где можно, панорам. Брали ракурс то у забора, то напротив строительного вагончика – конторы директора. И всё же то был самый настоящий полигон промышленных и бытовых отходов, где тарахтели бульдозеры и пробирались между барханами мусоровозы. Шныряли кладоискатели, бомжи и прочие субъекты.
Первая цветная серия «Знатоков» посвящалась делу о хищении этих самых отходов. Как заметил майор Томин: «Что делать, народ стал жить богаче и теперь активно избавляется от старых вещей». Прогресс был очевиден, даже слишком. Пользуясь слабостью человеческой натуры, жулики планировали сколотить себе капитал. Общественное дно благодаря махинациям превращалась в золотое.
Выход «Знатоков» в цвете дал неожиданный психоделический эффект. Не только диковатым цветовым балансом, когда стены в милицейских кабинетах отливали кислотно-лимонным оттенком, а расцветки рубашек и галстуков были, что называется, «вырви глаз», но и причудливостью, если не сказать фантасмагорией обстоятельств.
Главный фигурант дела, настоящий «князь» свалки, смотрелся большим оригиналом. Ездил на персональной «Волге», носил франтоватую шляпу, одаривал девушек щедрыми подарками. О себе говорил, что он секретный учёный, а своего шофёра выдавал за приставленного к нему сотрудника КГБ. При столь интересной двойной жизни оказались кстати его артистические задатки. Когда-то трудовую деятельность он начинал солистом оперетты, но что-то не задалось, и с театральных подмостков он спустился на грешную землю. На ней он и обогащался теперь. Дело о падшем артисте походило на карнавал, с моральными перевёртышами и
переодеваниями. На роль директора мусорного полигона был приглашён Георгий Менглет, ведущий артист московского Театра Сатиры, непременный участник бенефисов и музыкальных спектаклей. Этот свой выход он тоже превратил в бенефис – бенефис антигероя. Возвышенное и низменное в его игре непрестанно менялись местами, переворачивались и причудливо соединялись подобно отражениям в кривом зеркале. «Падший артист» раскрылся как тонкий психолог и изощренный манипулятор. Своего подельника, инженера-технолога по фамилии Бах он толкал к гибели, видя в нём слабое звено шайки, а когда дело устроилось руками мелкого «беса», манерно кривил нос, не желая знать подробности.

Символизм фильма «Ответный удар» лежал на поверхности. Сюжет про бесхозяйственность и расхищение общенародной собственности превратился в притчу об обществе потребления. Главным антигероем фильма стал хозяин кладбища вещей, а главным местом действия – тупик потребления, свалка. И всё – на советском материале.

Отныне все серии «Знатоков», за редким исключением, посвящались данной теме. Искушение вещизмом было назначено одним из главных грехов наступившей эры цветного телевидения. А вопрос: как сопротивляться соблазну? – стал центральным. Увы, сколько-нибудь удовлетворительного и системного ответа на него так и не было найдено в сериале. Да и не могло, пожалуй, так как данный вопрос находился вне пределов компетенции троицы Знатоков.

Александр Седов

кадры из фильма

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение

пресс-центр