Царь Иван Грозный (1991)

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Царь Иван Грозный кадры из фильма

Царь Иван Грозный

Князь Серебряный

1991

Рейтинг:
  6.364 / 11 голосов

   

Регистрация

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы - Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

Да Нет

информация о фильме

Стален Волков
СССР
"Полигон", "Тискино"
апрель 1992 (Москва)
2
драма, исторический фильм, экранизация

Исторический фильм по мотивам повести А. Толстого "Князь Серебряный".
Царствование Ивана Грозного - это время славы, роскоши и жестокости, время, когда все понятия извращались, низость называлась добродетелью, а предательство входило в закон. Но даже тогда были люди, подобные князю Серебряному или Морозову.
"Они шли прямой дорогой, не боясь ни опалы, ни смерти; и жизнь их не прошла даром, ибо ничего на свете не пропадет, и каждое дело, и каждое слово, и каждая мысль вырастает как дерево".

последнее обновление информации: 21.03.18

критика

История, которую мы потеряли...

Две экранизации «Князя Серебряного», создававшиеся в условиях острого организационного и творческого соперничества двух съемочных групп, получились, несмотря на это, весьма похожими одна на другую. «Царь Иван Грозный» режиссера Г. Васильева — лубочная, кичевая, бульварная версия этой истории. «Гроза над Русью» — фильм, созданный мастером квазиисторических полотен А. Салтыковым, — чуть серьезнее, добротнее, достовернее в смысле фактур, декораций, психологии и т. п. Но и в том, и в другом случаях исходный тираноборческий пафос уступает в силе совсем иным чувствам по отношению к власти — чувствам, воспитанным в нас всем нашим историческим опытом и обнаруживающимся как-то помимо воли создателей и той и другой картины.

В «Царе Иване Грозном» центральный герой в исполнении Кахи Кавсадзе — образ амбивалентный. Актер играет одновременно и грозного царя, и обличающего его юродивого — Василия Блаженного, и это свидетельствует, по всей видимости, что в царе как бы наличествуют оба начала — злодейства и святости. Но они не вступают друг с другом в какой бы то ни было выраженный конфликт. Это как бы разные стороны и грани его натуры, разные маски, легко сменяющие одна другую в балаганном игрище власти. Грозный здесь — какое-то стихийное явление, он волен судить, пытать, убивать, казнить и миловать, самого же его судить по меркам нормальной человечности никому и в голову не приходит, как не приходит нам в голову обвинять в чем-либо самум или наводнение. Стихийная поэтизация неуправляемого и нравственно невменяемого деспотизма преобладает в трактовке этого образа над всеми остальными соображениями. Пафос языческого упоения кровью и властью вкупе с эстетикой мрачного гиньоля доходит до апогея в сцене массовых казней, когда Грозный рубит головы сплеча плохим и хорошим, сажает на кол правых и виноватых. Вакханалия злодейства достигает здесь такого размаха, что зритель, войдя во вкус, испытывает даже легкое разочарование, когда царь в конце сохраняет жизнь любимцу Басманову. <...>

Наталья Сиривля

«Искусство кино» 1993 год, № 11

кадры из фильма

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение

новости