Стеклянный лабиринт (1989)

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Стеклянный лабиринт кадры из фильма

Стеклянный лабиринт

1989

Рейтинг:
  8.182 / 11 голосов

   

Регистрация

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы - Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

Да Нет

информация о фильме

Борис Дуленков
СССР
К/ст им.Горького, Киностудия "Зодиак"
февраль 1990
драма, экранизация

По мотивам повести Ю.Чернякова.
Студенты ПТУ, Саша Лукашов, Бонифаций и Серый, после празднования дня рождения в поисках приключений зашли в гости к Алхимику, бывшему зэку, потом в ресторан. Позже, ночью, в пьяном угаре, забравшись в зоопарк, убили ланей - и протрезвели. Теперь им светит тюрьма, а в курсе их подвигов только Алхимик, которому проболтался напуганный Серый. Лукашов (сын "выездных родителей"), вынужденный просить прощения и признаваться в любви ненавистному Алхимику, не выдерживает принародного унижения и выбрасывается из окна.

последнее обновление информации: 03.02.17

критика

Действие драмы Марка Осепьяна "Стеклянный лабиринт" разворачивается в конце 1980 года. Время от времени в фильме возникает телеэкран с назойливыми лозунгами того времени, рекламой Московской олимпиады и т.п. И все-таки история, рассказанная в фильме, не покрылась нафталином, и авторы вполне могли перенести своих героев, к примеру, в 90-е годы. Как же так?- слышу я вопрос строго читателя. Ведь героев фильма, нерадивых пэтэушников, толкнула на пьянки, драки и преступления "застойно-бюрократическая атмосфера". Парни не видели для себя толковой жизненной перспективы. Бездушные родители и педагоги, дурное влияние соседей-алкашей, ложь, двойная мораль, формализм, бесконечная система запретов и вроде бы стеклянных, но весьма противоударных стен. Через 20 лет после своих памятных "Трех дней Виктора Чернышова" Марк Осепьян снова размышляет на тему бездуховности, конформизма, социального неблагополучия. Пытается исследовать истоки стихийного противостояния молодых героев лицемерию и безответственности взрослых...

В этих рассуждениях как будто все верно. Однако можно ли утверждать, что сегодня судьба главных героев "Стеклянного лабиринта" сложилась бы иначе?

Общественная кризисы и конфликты, нестабильность, инфляция слов отнюдь не снизили ни молодежной преступности, ни бунтарских настроений, ни наркомании во всех ее видах. Вот почему во время сеанса у меня не раз возникала мысль - а стоило ли авторам так настойчиво педалировать приметы 1980 года? Кроме того, мне жаль, что Марк Осепьян не счел нужным развить удачно найденную в "Трех днях Виктора Чернышова" полуимпровизационную манеру актерской игры, съемки скрытой камерой. "Стеклянный лабиринт" слишком уж выстроен по мизансценам, грешит длиннотами, театральностью актерского исполнения. Да и в самом сюжете сквозит вторичность. Правда, кульминационный эпизод бессмысленного убийства ланей производит довольно сильное впечатление. Но в целом интерес к фильму, на мой взгляд, истекает гораздо раньше его финала. Глубокого исследования внутреннего мира героев не получилось. Получился фильм из "молодежно-разоблачительной серии", которая в конце 80-х набрала силу бурного кинопотока.

После запрета фильма "Иванов катер"/1971/, лишь в 80-е годах возвращенного с "полки", длительного вынужденного молчания и трех проходных лент к Марку Осепьяну так и не пришло "второе дыхание"...

Александр Федоров

Прошлое во всей его суровой мрачности возникнет в фильме «Стеклянный лабиринт»— гниение брежневского полураспада. События картины относятся к конкретному 1980 году — к году ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан и к году достопамятной московской Олимпиады, к буддистскому году обезьяны и к году смерти Высоцкого. Растерянное молодое поколение выбрало себе спасительную маску безразличия. Ему, молодому поколению, стало все «по фигу». Неучастие — единственная форма существования, которая, наивно казалось, охранит их тела и души от скверны.

От трех дней Виктора Чернышева к последним дням жизни Александра Лукашова режиссер шел 21 год. 22 — уже был бы «перебор». Перебиваясь сюжетами для «Фитиля» и «Ералаша», Марк Осепьян оказался как бы отстраненным (или самоотстраненным) от общего кинопроцесса — не считать же свершением «Однолюбов». Но неучастие — пассивная форма протеста. «Стеклянный лабиринт» для Осепьяна, может быть, фильм-возвращение. Разбираясь в юном персонаже, режиссер как будто разбирается в своей — и в нашей тоже — горемычной жизни.

Атмосфера недавнего нашего прошлого — самое достоверное, что есть в этой картине. И хотя сюжетно она несколько разбросана, хотя есть в ней, на мой взгляд и вкус, вещи второго, не совсем обязательного порядка, все же картина представляется мне важным художественным свидетельством о пережитом — о той непомерной лжи, которую мы в себя впитывали и от которой надеемся очиститься.

Валерий Туровской

«Советский экран» № 4, 1990 год

кадры из фильма

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение