Несчастье сводит одинокого и немолодого моряка с Клавдией, которая пришла в его дом, чтобы помочь похоронить мать и позаботиться о нем в первые трудные дни после похорон. Анатолий вначале видит в ее поступках только расчёт. Но постепенно герой начинает понимать, что он глубоко неправ...
последнее обновление информации: 23.07.23
Удивительная женщина! В ее простодушии есть нечто загадочное. Впрочем, всякое абсолютное проявление какого-то чувства порой удивляет нас. В жизни гораздо чаще встречаются люди, в характере которых причудливо переплелись самые разные черты, чем такие вот цельные натуры, как Клавдия, главная героиня фильма «Портрет с дождем». Кажется, жизнь достаточно учила и испытывала ее — об этом мы узнаем из бурного объяснения Клавдии со своими друзьями — Ириной и Игорем. Была замужем — муж оставил ее, встретила и полюбила другого человека, и снова — ошибка. Но несмотря на массу забот, на одиночество, на двух взрослых детей, требующих внимания, что-то простодушно-девическое сохранилось в ее облике, в круглых веселых щеках и синих глазах, с любопытным доброжелательством глядящих на нас с экрана. Таким героиням, как Клавдия в исполнении Г. Польских, зритель всегда желает счастья. Если вокруг нет подходящего мужчины, способного осчастливить героиню, мы готовы его выдумать. В фильме же «Портрет с дождем» такой персонаж находится. Это одинокий немолодой моряк Анатолий. С Клавдией его сводит несчастье — у Анатолия умерла мать, Клавдия оказывается случайно в его доме и остается, чтоб взять на себя заботу о похоронах и скрасить подавленному горем человеку первые, самые горькие минуты одиночества. Анатолию видится в этих ее настойчивых заботах о нем сперва тонкий расчет, потом определенный, чисто женский интерес. В самом деле! С чего бы иначе занятая женщина вдруг стала бы тратить на совершенно чужого человека свое время и силы, бегать по знакомым, одалживая деньги на похороны и поминки, сидеть с ним в опустевшем, печальном доме... Но постепенно герой понимает, что Клавдия и расчетливость — понятия несовместимые и что ему посчастливилось встретить редкое по доброте и самоотверженности существо. Трудное сближение двух немолодых людей, собственно, и составляет сюжет фильма «Портрет с дождем». Как большинство картин, поставленных по сценарию Володина, «Портрет с дождем» вроде бы замкнут рамками чисто камерной истории. Любовь, взаимоотношения героини со взрослыми детьми, у которых тоже идет уже своя жизнь, свои знакомства и влюбленности, маленькие события дома и на работе в типографии, где к героине относятся с дружеским уважением, как к близкому всем человеку,— вот, собственно, тот жизненный материал, из которого создают А. Володин и Г. Егиазаров свой портрет. Но (опять-таки, как в большинстве лент, снятых по сценарию А. Володина) за этой будничностью событий, обычностью судеб авторы пытаются разглядеть черты времени, создающего характеры и меняющего их, выдвигающего на первый план то одни, то другие проблемы. Сегодня в центре внимания А. Володина и Г. Егиазарова не исключительная личность, а самая обычная женщина — не слишком везучая, не семи пядей во лбу, не одаренная никакими способностями, кроме бескорыстия и доверчивости, способная стать тихой пристанью для уставшего от скитаний моряка. Наверно, выбор такой героини в чем-то симптоматичен? Вглядимся же внимательно в портрет с дождем, нарисованный авторами.
Татьяна Хлоплянкина
«Спутник кинозрителя», март 1978 года