Жизнерадостный и общительный шофер Константин Гогуадзе ехал из Сибири в Грузию и на одном из полустанков увидел женщину. Вышел из вагона и остался на перроне. Поезд тронулся, отъезжающие попутчики удивились, а Константин получил приглашение в гости...
последнее обновление информации: 27.04.24
Из окна вагона-ресторана
…Встретились на маленькой станции Лыкашино главные герои ленфильмовской картины «Ольга и Константин». Оба не слишком молоды и слишком одиноки. Она доярка из Нечерноземья, он шофер из Грузии. И когда Ольга посадила Константина в телегу, чтобы отвезти к себе домой, тот опять вслух подумал: «У нас похищают женщин. А здесь женщина похитила мужчину... Интересный момент. Хотя разве я не имею право на такое маленькое приключение?»
Как вы уже догадались, когда на экране немолодой, небритый, утомленный одиночеством мужчина произносит слова о маленьком приключении, то речь, конечно, пойдет не о банальном краткосрочном романе, а о большой, настоящей любви. А когда слова эти чуть иронично и победительно неотразимо произнесет Вахтанг Кикабидзе, да еще с грустинкой споет под гитару нечто очень лиричное про мечту и надежду, то все сомнения—зрительские и Ольгины—насчет того, любовь это или «так просто», развеются, как дым, как утренний туман. Конечно же, любовь! Конечно же, с большой буквы. Поэтому несколько смешно наблюдать, как прекрасная актриса Светлана Крючкова изо всех сил пытается изображать сомнения своей героини по этому поводу, как старательно демонстрирует (не раз виденную нами и, кстати, не раз сыгранную ею же самой) доброту и щедрость души, скрываемую за колючестью. С первых же кадров всякому ясно, что герои просто фатально обречены на финальное счастье в личной жизни.
Нет, мы ничего против их счастья не имеем. Как говорится, совет вам да любовь! Но уж слишком все это банально: усталый герой, неприкаянно пробродивший полжизни по свету, непременно должен влюбиться и пустить корни в какой-нибудь тихой деревеньке. А одинокая героиня, суровая с виду, но нежная в душе, как и положено, обязана дождаться счастья. Ее бывший муж, «дезертировавший» в свое время из полей в город, будет развенчан как трус и эгоист. Ее острые на язычок подружки будут незлобиво подшучивать над ней и втайне завидовать. А председатель колхоза—эдакий «сурьезный» мужчина—будет псевдонародным языком излагать очередные «мудрости»: «Совсем только заяц не пьет. И то только потому, что в лесу взять негде. А ты раз такого молодца привела, не мешай его к работе приставлять. Работа—она от всего лечит!»
И в том нельзя винить артистов, потому что трудно играть то, чего нет в литературном материале. Трудно даже и пытаться оживить заведомо банальные и безжизненные сценарные ситуации, придуманные драматургом А. Макаровым. И то, что режиссер Е. Мезенцев все-таки отважился сделать это, скорее не заслуга, а просчет постановщика. К сожалению, и просрессиональное умение Е. Мезенцева строить мизансцены, и изобретательность кинокамеры Э. Розовского, то стремительно взмывающей под облака, то элегически уходящей в сенокосные луга, и музыка И. Шварца оказались здесь бессильны.
А. Макаров не новичок в драматургии, а тем более в разработке темы, затрагивающей сегодняшние дела и проблемы людей Нечерноземья. Его сценарии, по которым сняты фильмы «Приезжая» и «Близкая даль», в свое время были хорошо приняты зрителями. В фильме же «Ольга и Константин» стремление сценариста повторить, скопировать собственный, ранее найденный подход к сельской теме привело к тому, что благие намерения создателей картины заинтересовать нас судьбами своих героев так и остались благими намерениями. Не больше...
П.Смирнов
«Советский экран» № 22, ноябрь 1984 года