Белая дорога (1974)

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Белая дорога информация о фильме

Белая дорога

1974

Рейтинг:
  10 / 1 голос

   

Регистрация

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы - Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

Да Нет

информация о фильме

СССР
Таджикфильм
21 апреля 1975 (Москва)
3 700 000

Молодой художник переживает трудное время. Несмотря на то, что он с успехом окончил институт и первые работы получили признание, живописец постепенно приходит к убеждению, что все, что он делает, - ненужное и бессмысленное. И он решается на отъезд из Москвы. Оказавшись на Памирской метеостанции, он знакомится с молодыми сотрудниками Геной и Таней. Гена любит девушку преданно и беззаветно. Но та уезжает, полюбив шофера Далера, и едва не гибнет по дороге. Генка с друзьями бросается ей на помощь. Став невольным участником этих событий, пережив их, как свои собственные, художник возвращается в свой родной город.

последнее обновление информации: 25.06.23

критика

Длина фильма «Белая дорога — 1 801,8 метра. Для людей, знакомых с кухней кинопроизводства, эта цифра красноречива и драматична. Обычно длина полнометражного фильма 2 000 — 2 500 метров. 1800 — это минимум, это всего один час экранного времени, это граница, за которой фильм уже не может считаться полнометражным. Можно только догадываться, какими усилиями на «Таджикфильме» «натягивали» эту тысячу восемьсот метров плюс еще 1,8, как отбрасывали и операторский и режиссерский брак и снова возвращались к забракованным дублям в надежде найти еще какие-нибудь приличные кадры, как доснимали проезды и пейзажи взамен отброшенных сцен, чтобы наскрести эти спасительные метры. И задача в самом деле была не из легких. Когда смотришь картину, все время хочется там вырезать, здесь поджать, сократить длинные, бессодержательные разговоры, мнимопсихологические сцены и оставить этак метров двести честных документальных съемок Памира.

А ведь внешне, если судить по сюжету, все выглядело так соблазнительно! Белая снежная дорога через памирские перевалы. Горные асы, везущие по сложнейшей трассе грузы для горных кишлаков. Маленькая метеостанция, где живут двое — он и она, потом появляется третий — водитель «ЗИЛа-130», вспыхнувшая любовь, соревнование мужских самолюбий, благородство, побеждающее ревность...

Сценарий Э. Карпухина, несомненно, грешил красивостью, в ряде эпизодов было очевидно неумение строить драматургию сцены, раскрывать в действии характеры героев. Но была в этой работе несомненная влюбленность автора в свой материал, живые штрихи сурового быта памирских водителей и та контурность характеров, которая, будучи сценарным недостатком, в то же время давала возможность режиссеру самостоятельно искать пути их конкретизации.

И вот фильм, в котором молодой художник (есть в картине и такой персонаж) объясняет: мы не знаем, как работать, себя не знаем, жизни не знаем и поэтому едем на Памир. Героиня Таня задумчиво восклицает: «Я какая-то не такая»,— и исправно это демонстрирует, шофер Далер рассыпает у ее ног по всей дороге охапки цветов (значит, любит), другой герой, Гена, мучается и страдает, а водители суровой трассы, как им и положено, рассуждают о романтике. Все заканчивается стихийным бедствием и счастливым избавлением.

Кинодебютанты проявили незаурядную эрудицию по части расхожих клише и стереотипов современного экрана. Единственное, что в фильме оригинально и неповторимо,— это пейзажи Памира, грозные и живописные дороги, по которым едут водители.

В сценарии был хороший эпизод, в котором возникали надписи на памирской дороге и среди них: «Сергей Луков. Поехал прямо. 14 октября 1959 года». За скалой отвесно пропасть. Авторы тоже поехали прямо, по накатанной дороге привычных решений, не заметив предупредительной надписи: «Осторожно, вторично!»

Юрий Xанютин

"Советский экран" № 23,декабрь 1975 года

Когда небезызвестный Павлёнок отправил меня в Душанбе снимать эту картину, он зная, что сценарий плохой, сказал, чтобы я снял, а после этого дадут мне снимать уже по тому сценарию С. Лунгина и Нусинова, ради которого я и прибыл в Душанбе.

Сценарий "Белая дорога" я привёл в божеский вид, насколько это можно было и приступил к производству. В это время приехал из Москвы корреспондент "Советского экрана" Павел Сиркес, который меня и мои фильмы знал хорошо. На вопрос Сиркеса: - Гарник, я знаю ваши прекрасные фильмы, и удивлён,почему вы взялись за такой плохой сценарий? Я ему ответил, что это единственная возможность получить работу.

Это всё было напечатано в журнале "Советский экран". Номер теперь я не помню, но было лето 1975 года.

И началось от Госкино. Как это в Советском союзе, на студиях запускают плохой сценарий, да ещё единственная возможность получить работу, когда в стране будущего коммунизма все дороги перед всеми открыты!

Меня предупредили, что готовится статья по заказу Госкино против меня. И заказ выполнял Ю. Ханютин. Правда по настоятельным просьбам со стороны некоторых работников журнала не делать этого, он пообещал написать статью почти ни о чём. Какова и является эта статья. Должен сказать, что фильм был длиной 2500 метров, но Госкино убрал одну главную линию, чтобы доказать несостоятельность этого фильма, то есть автора. Как ни странно, даже с такими варварскими купюрами всё равно фильм прекрасно смотрится с великолепными актёрскими работами, только в финале зритель задаёт вопрос: - А куда делись такие-то, такие-то персонажи?

Я им могу ответить: - В совесть Госкино.

Жаль,я не смог увидеться с Ю. Ханютиным, поговорить и показать мои фильмы. Он через пару месяцев скоропостижно скончался.

Гарник Аразян

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение