Второй фильм дилогии, начатой фильмом «Свет в конце тоннеля».
...Внезапная смерть дантиста Якова Бельского наводит на мысль об умышленном убийстве. Подозрения падают на модельершу Регину, с которой был близок покойный. Капитан милиции Крастыньш, расследующий дело, обнаруживает связь убийства с операциями дельцов-валютчиков, которые обменивают алмазы на привезенное контрабандным путем иностранное золото. Проявляя мужество и находчивость, а также знание психологии людей, делает безошибочные выводы из запутанного клубка фактов - уверенно разоблачает торговцев золотом.
последнее обновление информации: 27.04.24
«Спутник кинозрителя» август 1976 года
Ключи от рая — это всего лишь деньги. Такое распространенное среди людей заблуждение разделял и рижский зубной техник Яков Антонович Вельский. И не просто разделял, но как бы превратил его в жизненное кредо, стремясь к обогащению любой ценой.
Собственно говоря, с этого фильм и начинается: зубной техник покупает у некоего подозрительного субъекта, лица которого мы не видим, — подержанные золотые коронки и мосты. И вдруг лицо Вельского искажает гримаса боли — среди безличных коронок и фасеток обнаруживается протез, сделанный некогда его собственными руками для родной матери. Впервые в жизни у матерого подпольного дельца пробудилась совесть, и это ее пробуждение окончилось для него трагически...
Вот завязка этого сложного и разветвленного детективного сюжета. Впрочем, действие картины развивается достаточно прямолинейно, без отвлекающих ходов и без парадоксальных поворотов, без ретроспекций и загадок — практически с первых же кадров раз и навсегда узнаем, кто есть кто — кто милиция, а кто — воры. И постепенно созревает убеждение, что таинственность, пожалуй, и не входила в замыслы создателей картины, значительно больше их интересовало другое: дать на экране некое подобие социального среза, провести нечто вроде социологического исследования, позволяющего зрителю заглянуть в темные закоулки человеческой души.
Эта обстоятельная экскурсия по теневой стороне жизни, по душевному «подполью» позволяет нам познакомиться с разнообразными персонажами, среди которых и раскаявшийся полицай (Бронюс Бабкаускас), и демоническая женщина из знаменитого рижского дома моделей (Елена Козелькова), и обходительный пожилой джентльмен, опытный театральный гример и матерый валютчик (Владимир Осенев). Участие таких популярных артистов само по себе обеспечивает картине режиссера Алоиза Бренча психологическую достоверность, к тому же нельзя не признать, что при всей своей исходной назидательности фильм этот отмечен реальным драматизмом человеческих судеб.
Журналист Анатолий Макаров
18 февраля 2024
15 августа 2014