По одноименному роману В.Каверина.
Трудный путь студента-филолога Трубачевского в науку, путь к открытию, к пониманию ответственнейшей роли ученого в обществе, к пониманию того, что эта роль под силу только человеку с чистой совестью, раскрывается в остром, психологически напряженном сюжете, в динамичных перипетиях борьбы, в сложном переплете человеческих отношений.
последнее обновление информации: 05.06.24
Уже в первых эпизодах фильма познакомится Трубачевский с Машей, дочерью профессора Бауэра, которую полюбит всей душой, и с Варварой, с которой изменит на время своей любви. И с братом Маши Дмитрием — самым страшным будущим своим противником, и с профессором Бауэром, учителем, чьи труды и советы, чей нравственный облик определят всю дальнейшую жизнь Николая. Словом, экспозиция фильма развертывается энергично и стремительно.
Однако создатели фильма, талантливые артисты повели этот рассказ так, что мы узнаем еще много нового, важного о каждом из героев повествования и с неослабным вниманием будем следить за ходом событий. И, конечно, мы отдадим свои симпатии старому Бауэру, который в филигранно отточенном, содержательном исполнении Евгения Лебедева предстает перед нами человеком жизнерадостным, цельным, благородным, принявшим душою идеалы революции, готовым отдать все силы и знания борьбе за будущее «великой страны, сохраняющей старые ценности и созидающей новые». И, конечно, до глубины души возмутит нас Дмитрий Бауэр, этот человек недюжинных способностей, подававший большие надежды, но разуверившийся, опустившийся, ставший циником и вором. Иннокентий Смоктуновский, со свойственной ему внутренней экспрессией, но внешне скупыми средствами рисует облик этого, в чем-то еще сохранившего известное обаяние «интеллигентного подлеца», пытающегося вначале соблазнить Трубачевского деньгами и славой, а потом обвинившего его в своих преступлениях. А как не похожи друг на друга, как полярно противоположны Машенька Бауэр и Варвара Николаевна, любовница, а затем жена Дмитрия. В первой как бы воплощены открытые, светлые чувства тогдашней молодежи, перед которой возникли радужные перспективы торжества высоких стремлений и идеалов. Вторую, даму «из бывших», бездумная и не очень-то чистоплотная жизнь влечет в бездну одиночества и отчаяния.
Ну, а Николай Трубачевский и его друзья — студенты из общежития, это новая поросль страны, ее будущее, ее надежда. Мы не часто встречаемся с ними на экране, но представление о том, чем они живут и дышат, каковы они, возникает довольно отчетливо. В образе же хорошо переданы целеустремленность, настойчивость, воля к достижению цели, ощущаются та убежденность в торжестве правды и внутренняя чистота, которые позволили ему выйти из трудных положений. Да, он будет достойным преемником Бауэра, до его сознания и сердца дойдет предостережение старого учителя: «Не берите пример с ученых, перепутавших науку со своей карьерой, не смотрите на науку, как на средство к существованию. Помните о совести научной, о честности научной, без которой никому не дано вздохнуть воздухом вершин человеческой мысли».
Михаил Белявский
«Спутник кинозрителя», апрель 1974 года