Главный инженер ирригационной стройки Салим Пулатов смело берет на себя решение острого производственного вопроса, но не может разобраться в своих взаимоотношениях с женой.
последнее обновление информации: 08.05.24
Взявшись за руки
Распадается семейный круг в картине «Загадай себе прошлое». Асал, жена Салима, уходит от него — уходит в тот самый момент, когда он впервые, кажется, по-настоящему осознал, как она ему дорога и необходима. И снова болезненные, недоуменные вопросы: почему, за что?
Одно объяснение лежит буквально на поверхности: это уже достаточно хорошо исследованный конфликт между долгом и любовью. Жена Салима обижается, что муж слишком поглощен работой, стал невнимателен, не поехал с нею вместе на курорт. Эти обиды — предвестники грядущей беды, «первый звонок». И это вполне соответствует достаточно широко распространенному убеждению, что работа и личная жизнь нередко в наши дни вступают в противоречие, особенно в судьбе женщины.
Может быть, не преданность делу отрывает наших героев от семьи, а скорее наоборот, в работе они как бы спасаются бегством от непосильной для них сложности семейных отношений? Дома им явно не по себе, им жаль, наверное, даже на время расставаться с тем душевным комфортом, в котором они пребывают на службе...{}
В таджикском фильме есть просто неясные эпизоды. Салим (в этой роли снимался Шухрат Иргашев) с одинаково непроницаемым лицом выслушивает дядю, который советует ему бросить жену, и гневные речи самой Асал, оскорбленной этим бесцеремонным вторжением в их жизнь. Что он думает, что чувствует на самом деле?
Конечно, жизнь намного сложней любой черно-белой схемы, и не всегда можно развести действующих лиц по двум полюсам: эти во всем виноваты, а те безвинно страдают. Неуместна и прямая назидательность авторских оценок и выводов, особенно когда речь идет о вопросах достаточно спорных, допускающих неоднозначные оценки. Но опасна и другая крайность. Отсутствие четкости в авторской позиции вынуждает каждого из нас смотреть как бы свой фильм. А это явно мешает нам взяться за руки...
Весь сюжет, вся драматургическая линия складывается как цепь недоразумений, противоречий и конфликтов, которые породила душевная глухота. Начало цепи теряется в прошлом, конец — где-то там, в будущем. Когда-то родители Салима не поняли, в чем счастье их сына, не захотели принять Асал в свою семью.
Ведь если вдуматься, обнаруживается, что все события, на которых строится сюжет в обоих фильмах, были запрограммированы давно, много лет назад, какими-то поступками, совершенными не по злодейству, а именно из-за неумения понимать, допускать иную точку зрения, кроме собственной.
Д. Акивис
«Советский экран» № 1 (январь 1981 года), стр. 6