Фильм снят как лирическая исповедь директора школы, опытного педагога, который, наблюдая за повседневной жизнью школы, пытается разобраться в современных сложных проблемах воспитания.
последнее обновление информации: 12.10.24
«Милостивый государь, Генрих Григорьевич!
Пусть не удивит Вас и не покажется нескромным это послание. Есть чувства, не подлежащие суду скромности, и есть слова, коих значение отнюдь не меняется оттого, что они были тысячу раз до тебя повторены. Я люблю Вас.
Н. Н.»
Нет, это — не образчик эпистолярного стиля, позаимствованный из ветхого письмовника. И не со страниц сентиментального романа прошлого века попали в фильм кажущиеся сегодня столь старомодными и непривычными слова. Это послание написано молодой девушкой — нашей современницей, комсомолкой. Адресовано оно пожилому учителю. И конечно же ни у кого и мысли не мелькнет искать здесь что-то, кроме свидетельства искренней симпатии к человеку, который очень дорог своим ученикам, по-настоящему глубоко ими уважаем.
А что до необычной формы, в какой эти чувства высказаны, то и она зрителям картины «Дневник директора школы» не покажется невероятной. Ведь совсем недавно они побывали на уроке литературы у Бориса Николаевича Свешникова (арт. О. Борисов), где он объяснял старшеклассникам, насколько важно уметь писать письма — даже сегодня, когда всюду есть телефоны... Как в совершенстве владели этим искусством Тургенев, Чехов, Толстой. Как дисциплинирует оно ум и помогает людям лучше понимать друг друга, учит взаимному уважению.
Однако Бориса Николаевича, учителя по призванию, по убеждению, куда больше заботит, чтобы его сегодняшние ученики стали завтрашними людьми. Чтобы встретившись с ними через несколько лет, он мог с легким сердцем поставить любому из них «отлично» за самый трудный экзамен, на котором проверяется, умеешь ли ты жить по законам добра и совести, не принес ли себя в жертву мелочным, пустым интересам, нужен ли ты другим или — только себе самому...
Если говорить о самом Свешникове, он подобный экзамен выдержал! Многие справляются с организационными заботами и посложнее, чем у директора средней школы. Есть немало знающих, квалифицированных преподавателей словесности. Но часто ли похожи они на Бориса Николаевича?
Герой Олега Борисова (актер играет тонко, умно, проникновенно) — личность исключительная. Притом, что на первый невнимательный взгляд, он может показаться вполне заурядным. Некоторые, возможно, взялись бы и посочувствовать Борису Николаевичу, сказать, что жизнь у него не удалась. Ведь когда началась война, и Свешников в шестнадцать лет ушел на фронт, у него уже было напечатано два рассказа в толстом журнале. Да и в школу он попал не после педагогического, а после литературного института... Наверное, он мог бы со временем стать посредственным литератором, каких десятки и десятки, но стал учителем, — каких единицы. Вот почему его ни капли не задевают слова сына Сережи (арт. А. Сныков), славного, но не очень чуткого паренька, которые после встречи с бывшим учеником Свешникова Ибрагимовым (арт. В. Павлов) небрежно бросает отцу: «И на это ты ухлопал свою жизнь!» Да, на это! Пусть Ибрагимов — не доктор наук, не космонавт, а всего-навсего директор гостиницы. Борис Николаевич помнит, как «вытащил» его из воровской компании, знает, что не будь его,— бог весть, где оказался бы сейчас этот Ибрагимов...
Николай Савицкий
«Спутник кинозрителя», октябрь 1975 года
19 апреля 2020
1 июля 2017
25 мая 2017