Тунгус с Хэнычара (1930)

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Тунгус с Хэнычара кадры из фильма

Тунгус с Хэнычара

Два закона

1930

Рейтинг:
ваш голос будет первым

   

Регистрация

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы - Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

Да Нет

информация о фильме

Кевебуль Кима, Сергей Перлов, Карабаш, Мясников, Лазарь Лихачёв, Савельев
СССР
КиноСибирь

В чуме тунгуса-охотника Кевебуль Кима беда: зима суровая, охота плохая, все шкурки проданы скупщику, и еще долг остался — жене и сыну грозит голодная смерть. Но вот проходит слух: появились русские начальники и принесли с собой новый закон, который не дает беднякам-охотникам умирать от голода. Кевебуль Кима отправляется на поиски этих людей. В родное стойбище возвращается радостный: людей этих он нашел, и они дали ему бумагу — есть право изъять излишки продуктов из лабаза скупщика пушнины. На стойбище так и поступают, выполняя постановление новой, Советской власти. Угроза голодной смерти прошла. Но появляется скупщик и обвиняет героя в воровстве. Готовится родовой суд, который должен разобраться в обвинении скупщика и бумаге Кевебуль Кима. В разгар разбирательства появляется экспедиция Комитета народностей Севера. Скупщик посрамлен, а на стойбище организуется госфактория.
Главные роли исполняли эвенки — два парня и девушка.

последнее обновление информации: 20.05.24

критика

Фильм М.В. Большинцова «Тунгус с Хэнычара» был снят и смонтирован всего за 14 месяцев (общие затраты 75 тысяч рублей). Натурные съемки проходили в стойбище близ Туруханска на реке Нижняя Тунгуска. По задумке Большинцова, в фильме тунгусы должны были играть «сами себя» без профессиональных актеров. Зрители смотрели фильм с большим интересом, и он вызвал многочисленные отклики. Копии фильма были проданы за границу. В Германии «Тунгус с Хэнычара» был в прокате под заголовком «Das Gesetz der Taiga», в США и Англии - «Law of the Siberian Taiga».

Вот рецензия на фильм в журнале «Сибирские огни», № 3 за 1930 год:

««Тунгус с Хэнычара» (режиссер М.В.Большинцов) принадлежит к тем немногим советским фильмам, которые являются отображением жизни определенного нацменьшинства, без чрезмерной выдумки и обобщений… Постановочная сторона фильма прежде всего интересна отсутствием актеров-профессионалов и замена их настоящими тунгусами (Кевебель-Кима, Шикиникуль-Кима, Майуль и др.), особенно хорош своей непосредственностью и рельефной игрой исполнитель главной роли.
И, безусловно, неудачна концовка, сделанная в слишком американско-приключенческом духе (погоня), что во многом портит весь спокойный и вдумчивый тон киноповествования. Техника съемки (оператор А.Ожогин) и монтажа вполне удовлетворительна, в первом же есть не мало изобретательности и оригинальности в композиции кадра. На всех просмотрах в Москве фильм получил одобрение и причислен к первому разряду. Фильм продан в Америку, Францию и Германию. На последнем просмотре в присутствии иностранных журналистов фильм «Тунгус с Хэнычара» решено послать на выставку кинематографии в Германии (Дрезден-Лейпциг).

В фильме много этнографических погрешностей, снижающих этот, пока что, лучший, сибирский фильм…».
А вот подробности съемок фильма, которые были описаны в конце 60-х годов в воспоминаниях Сергея Николаевича Перлова, работавшего в свое время на «Тунгусе» помощником режиссера: «…Первый вопрос кандидату на «русскую» роль был: «Играл ли на сцене?». И, если играл, то с ним вежливо прощались. Отчасти по скудости выбора, а больше от нежелания тащить с собой много людей, часть «русских ролей» сократили, а часть решили «воспитать в своем коллективе»: администратор группы Карабаш изображал спиртоноса, сам Перлов, помощник оператора Мясников и консультант группы Савельев - членов экспедиции Комитета народов Севера.

Исполнитель главной роли фильма - Кевебуль Кима (мы так паренька по его роли в обиходе и звали) - оказался прирожденным незаурядным артистом… У него была огромная наблюдательность охотника, неукротимое желание и самое главное – талант...
На съемки ездили вверх по Тунгуске в лодках, которые тянули бечевые собаки. Затем собак брали в лодки и на веслах переезжали на остров, где базировались. В лодке перевозили и всю тогдашнюю «технику». С особой бережливостью обращались с большущим зеркалом, взятом из фойе новосибирского кинотеатра «Пролеткино». Зеркалом подсвечивали первые и крупные планы, никакого искусственного света не было. Снимали камерой «Патэ» и был еще ручной аппаратик «Кинамо» на 30 метров пленки. Она была низкочувствительной и требовала безоблачного неба. Возили еще с собой пару партикаблей - деревянные площадки такие, высотой в полтора и два метра. Сценарий, дневник помощника режиссера, жестяной микрофон. Кажется, всю технику и перечислил…».

Буйло Сергей Иванович

кадры из фильма

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение