По повести Искуля «Гора святого Ильи».
Начало XIX века. Осетинский юноша Урусхан, заступившись за бедного пастуха, убил есаула и теперь вынужден скрываться. Герой попадает в аул, где встречает красавицу Залихан. Они полюбили друг друга с первого взгяда. Узнав, что его возлюбленная уже принадлежит другому, юноша решается на похищение.
Фильм создан кинолюбителями Северной Осетии. В основных ролях и массовых сценах снимались рабочие, служащие и колхозники.
последнее обновление информации: 20.06.23
«Спутник кинозрителя», август 1966 года
Фильм этот — единственный в своем роде. Его титры сообщают о том, что он «...создан кинолюбителями Северной Осетии. В основных сценах снимались служащие, рабочие и колхозники».
Перед нами полнометражный художественный фильм любителей, выпущенный прокатом для демонстрации по всей киносети и для всякой аудитории. В основу фильма положена повесть Искуля «Гора святого Ильи», серьезно, однако, переосмысленная и переделанная. Трагическая любовь абрека Урусхана и Залихан, дочери влиятельного священнослужителя Дзаура, представлена как осетинская вариация истории Ромео и Джульетты. Веронских любовников разлучила фамильная вражда, осетинских — антигуманизм адата, социальные предрассудки и горская нетерпимость ко всему непривычному.
Некоторые из показанных старогорских традиций поражают своей необычностью. Например, обычай усыновления. Схваченного в бессознательном состоянии Урусхана решено выдать властям, оценившим его голову в 500 рублей. Его жизнь на волоске. Но вот Залихан напоминает ему закон адата — человек, коснувшийся губами груди старейшей в семье женщины, становится ее сыном и членом этой семьи. Спасая жизнь, Урусхан становится таким образом братом любимой Залихан. Сверхнапряженно смотрится и поединок Урусхана с Джабаром, ибо, поскольку это «суд божий» и силы противников должны быть уравновешены, сражаются они с завязанными глазами.
Как зачастую бывает не только у любителей, но и у начинающих профессионалов, в картине некоторые сценарные слабости и просчеты в работе с актерами (напомним, с непрофессиональными актерами) с лихвой перекрываются великолепными съемками и уверенным монтажом, точным выбором впечатляющих деталей и тактичностью показа актеров. Авторы знают цену пейзажу, крупному плану, деталей, цену тонкой светотени, создающим определенную атмосферу.
Фильм создала большая группа любителей, которым помогли творческие работники Свердловской киностудии. Однако автором сценария, режиссером, художником и первым оператором был один человек — Азанбек Джанаев, человек разносторонне одаренный и талантливый.
Кинокритик Ромил Соболев