Тревожные ночи в Самаре (1969)

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Тревожные ночи в Самаре кадры из фильма

Тревожные ночи в Самаре

1969

Рейтинг:
  10 / 8 голосов

   

Регистрация

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы - Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

Да Нет

информация о фильме

, Маргарита Афанасьева
Игорь Вовнянко
СССР
Куйбышевская студия телевидения и радио
31 января 1970 (ТВ, Москва)
3
драма

В основу фильма положены подлинные события, происходившие в Самаре - контрреволюционный заговор 1921 года.

Самарское ГубЧК с блеском разоблачает контрреволюционный бандитский заговор против Советской власти. Главные герои - вполне реальные люди. Председатель ЧК Левин (Владимир Емельянов) в жизни носил фамилию Бирн, в 30-е годы был репрессирован. Начальник следственного отдела Лободин (Сергей Яковлев) был Беляевым, его тоже репрессировали. Александр Ягунов (Валерий Караваев) закончил строительный институт и до войны был заместителем председателя Куйбышевского горисполкома. В 1941 году ушел на фронт и в 1942 году погиб комиссаром дивизии.

Зрители 1969 года еще помнили людей, с которых были «списаны» главные герои. Узнавали родные улицы, знакомые с детства здания, волжские ландшафты. Кроме столичных кинозвезд Владимира Емельянова и Сергея Яковлева и актера Ленинградского БДТ Валерия Караваева, все остальные - самарские, из театра драмы. А еще за каждым кадром чувствуется энтузиазм съемочной группы. События разворачиваются стремительно, камеру перестаешь замечать с первых минут. А это и есть настоящее кино.

Сейчас из состава съемочной группы «Тревожных ночей» на самарской студии телевидения работает только один человек: Валерьян Введенский, второй кинооператор. В 2008 году он отметил 50-летие своей телевизионной деятельности.

последнее обновление информации: 11.06.19

критика

Сколько лет прошло со времени первого показа - а фильм смотрится с неослабевающим интересом.
В основе его реальные события - контрреволюционный заговор 1921 года.
Наши чекисты и сегодня гордятся этой операцией. Сценарий фильма написали самарские журналисты Эдуард Кондратов и Владимир Сокольников.

Наш корреспондент встретился с известным писателем Эдуардом Кондратовым и попросил поделиться воспоминаниями о съемках фильма.

- Чем объяснить непреходящий интерес зрителя к фильму "застойных" времен? Самарское ТВ показывает его довольно регулярно, каждые 5-7 лет, и письма с просьбами повторить по-прежнему приходят.

- Этот фильм - прежде всего о нашем городе, о его истории. К ним можно относиться по-разному, но что было - то было! И, к сожалению, на сегодня это единственный фильм о нашем городе. В нем запечатлены исторические уголки старой Самары, какие удалось найти в дни съемок. Многие из них уже не сохранились. У старшей аудитории зрителей фильм вызывает теплые ностальгические чувства. Молодых привлекает увлекательный детективный сюжет с тайнами, погонями и перестрелками.
И, конечно, актеры. Кроме столичных кинозвезд Владимира Емельянова и Сергея Яковлева и актера Ленинградского БДТ Валерия Караваева, все остальные - наши, самарские, из театра драмы. Светлана Боголюбова, Иван Морозов, Ольгерд Тарасов, Ванда Оттович, Николай Кузьмин. Успех фильма я бы объяснил и тем энтузиазмом, с которым работала съемочная группа. Это был третий отечественный сериал в стране после "Майора Вихря" и "Операции "Трест". Консультировал его Сергей Колосов.

- Как вы с Володей Сокольниковым вдруг стали сценаристами?

- В 1967 году свой полувековой юбилей отмечали органы безопасности. И редактор "Волжской коммуны", где мы тогда работали, послал нас в архив подготовить цикл материалов для газеты. Мы узнали много интересного, открыли неизвестные исторические факты и загорелись идеей сделать фильм. К тому времени мы с Володей уже имели опыт совместной работы над документальной повестью "Десант прошлого", у меня вышла книжка "По багровой тропе в Эльдорадо", еще кое-что. И мы взялись увлеченно воплощать новую идею. Всего в архивах не найдешь, да и не показывали нам многого. А в тех документах, что показывали, скрепками скрепляли отдельные страницы. Хотя с 1921 года прошло достаточно времени, но у КГБ всегда были тайны. Поэтому приходилось на ходу многое придумывать. Например, придумали, что контрреволюционеры собирались взорвать железнодорожный мост у Сызрани. Герои фильма "Операция "Трест" оперировали этим фактом как историческим, использовали его в своих работах и некоторые историки. Вот как бывает!

- Тем не менее, основные события имели место. И герои имели прототипов. Кто они, как сложилась их судьба?

- Председатель ЧК Левин в исполнении Владимира Емельянова в действительности носил фамилию Бирн, он был из прибалтов. Как и многие, в 30-х был репрессирован. Начальник следственного отдела Лободин в исполнении Сергея Яковлева был Беляевым. Он тоже был репрессирован. Молодой герой Валерия Караваева - Александр Ягунов. Впоследствии он закончил строительный институт и до войны был заместителем председателя Куйбышевского горисполкома. В 1941 году ушел на фронт и погиб в 1942-м комиссаром дивизии.

После успеха фильма и первой книги я написал вторую и третью части о событиях этого года - "Жестокий год", где рассказывалось о борьбе с бандитизмом, бандами, и Самаре снова уделялось очень много места. Ее улицам и улочкам, спускающимся к Волге, старинным особнякам и набережным, ее дворам и жителям... Там продолжает действовать и герой "Тревожных ночей" Кропачев, но в книге он Ягунин, а в жизни, как я уже говорил, был Александром Ягуновым.

- Как вы совмещали газетную работу с киносъемками, ведь вам наверняка приходилось часто присутствовать на съемочной площадке?

- Конечно. Володя еще раньше перешел на ТВ, где проработал до конца своих дней, а мне пришлось оставить "Волжскую коммуну" с началом съемок, чем я вызвал недовольство редактора. Полтора года, пока снимался фильм, я работал на ТВ старшим редактором литературно-драматических передач, готовил разные программы и еще умудрялся писать книги. Теперь сам удивляюсь, как меня на все хватало.

А на съемках мы присутствовали постоянно. Ведь одно дело - слово написанное и совсем другое - произнесенное. Приходилось что-то вставлять, менять - то фраза у актера не ложилась, то словосочетание звучало не так, как хотелось бы режиссеру... На площадке занимались не только текстом, нам довелось сыграть множество крохотных эпизодических ролей. Приклеивали усы, надевали кожанку, и я - чекист, куда-то бегу, кого-то выслеживаю, врываюсь то с пистолетом, то с гранатой и кричу: "Всем оставаться на местах!"... Больше, правда, бессловесных ролей было.
Володя в одном эпизоде изображал заговорщика и стрелял в "наших". Работали все вдохновенно - не за деньги, платили мало и часто с задержкой. Все мы ходили по улицам и вербовали статистов. Останавливали, спрашивали: не хотите ли сыграть в кино? На объявления откликались больше молодые девочки, которым страсть как хотелось сняться в фильме. Нам были нужны бандиты, мужики, рабочие - 21-й год, голод, разруха, бандиты...

Для фильма требовалось много предметов той эпохи. Искали по всему старому городу, в Запанском - старинную мебель, разную утварь, предметы быта. Вся натура снималась в Самаре, павильонные съемки - на Ялтинской киностудии. Съемки шли в 1968 и 1969 годах, сдали фильм 30 декабря 1969 года, как требовалось по плану. На самом деле - в начале 1970-го доснимали несколько сцен. В этом же году премьера фильма состоялась на Куйбышевском телевидении, затем на Центральном. Фильм много раз показывали на ЦТ и региональных студиях. Где бы я потом ни работал, куда бы ни приезжал как корреспондент "Известий" - и в Ашхабаде, и в Кишиневе, и в Москве все узнавали меня как одного из авторов "Тревожных ночей".

- Бюджет телестудии во все времена был скудным. Видимо, поэтому на съемках в эпизодах задействовали и вас с Володей, и многих других работников телевидения, к фильму отношения не имеющих?

- Денег никогда не хватает. Многое делалось на энтузиазме, хотя нынче это слово немодно. Много лет спустя я встретил Сергея Яковлева, он уже сыграл в "Вечном зове" и был очень популярен. Он с такой трогательной теплотой стал вспоминать съемки "Тревожных ночей", когда весь съемочный коллектив был как одна семья! Для всех нас фильм был первым киноопытом. Главный режиссер Владилен Недолужко - телевизионщик, он имел опыт съемок всего одного короткометражного фильма "Старик в потертой шинели", где и актер-то, можно сказать, один. Второй режиссер, Маргарита Афанасьева, тоже с опытом только телевизионных программ. Первым был фильм и для главного оператора Игоря Вовнянко, только что закончившего ВГИК, и для главного художника Вячеслава Тараканова. Все самарские актеры, за исключением Светланы Боголюбовой, успевшей сняться в художественном фильме "Клятва" и во второй серии "Мичурина" у Довженко, были театральными. Специфику кино приходилось осваивать на ходу. Эта неизведанность новой работы, когда все впервые, объединяла творческую группу в единую семью. Никого не приходилось уговаривать, каждый выполнял порученное и сам проявлял инициативу. Естественно, были и накладки, опыта не хватало. Получалось: выходит герой из дома в одной фуражке, а по улице идет в другой. Приходилось переснимать. Были наверняка и какие-то другие неприятности, но в памяти они не сохранились.

Борис Михайлов

кадры из фильма

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение