По роману каракалпакского писателя Тулепбергена Каипбергенова.
1925 год. Советская власть приходит в отдаленные каракалпакские селения. В эту пору полюбили друг друга джигит Турумбет и красавица Джумагуль. Однако после свадьбы, не желая мириться с ветхозаветным укладом жизни семьи мужа, молодая жена уходит из дома. Турумбет, принимающий участие в басмаческих налетах, не сразу разберется в революционных преобразованиях. Но в конце концов и он откажется от слепой веры в бая. Решив начать новую жизнь, герой погибнет от бандитской пули.
последнее обновление информации: 16.12.24
Автор сценария Григорий Марьяновский:
«В основу фильма положен известный роман Туленбергена Каипоергенова «Дочь Каракалпакии». Он неоднократно издавался на каракалпакском, русском и узбекском языках. Яркие, запоминающиеся образы, драматические событии, относящиеся к периоду установления Советской власти в республике, получили в романе глубокое и в то же время необыкновенно выпуклое, масштабное воплощение. Конечно, эпическое произведение прозы невозможно вместить в рамки одного фильма. Вместе с постановщиком Анатолием Кабуловым мы стремимся донести до зрителя основные сюжетные мотивы.
...Когда-то встретились в степи двое: девочка-подросток и удалой джигит. Полюбили друг друга. Джумагуль стала женой Турумбета. Какая судьба ожидала в то время молодую женщину в глухом аиле? Нужда, бесправие. Но время распорядилось иначе...
Воссоздавая судьбу нашей героини, мы стремимся показать, какой огромный путь прошла за исторически короткий отрезок времени женщина Востока к своему освобождению, преодолевая веками сложившиеся традиции, феодальные пережитки. Достоверно воссоздать среду, быт того времени нам очень помогли местные жители—своими воспоминаниями, советами. Они нам и юрту поставили и старинные арбы разыскали. Но этнографическая точность—это еще не все. Главное — убедительный показ становления характеров героев и, прежде всего Джумагуль, в которой постепенно пробуждается чувство собственного достоинства. Хотя у героини фильма есть жизненный прототип, образ этот обобщенный.»
Тамара Шакирова, исполнительница главной роли:
«Этот образ интересен для меня прежде всего своей сложностью, неоднозначностью. Джумагуль бедна, но никогда не унижалась. Она и любящая, нежная, но она и не прощает обид. Натура цельная, привлекательная определенностью жизненной позиции, целеустремленностъю. У меня нет специального актерского образования, и хотя я участвовала уже более чем в двадцати фильмах, все же теперь в связи со сложностью, многоплановостью нынешней работы испытывала определенные профессиональные трудности. Помогало, что режиссер тщательно репетирует каждый эпизод, подробно объясняет актеру задачу, стремясь к максимальной выразительности и правдивости»
«Советский экран» № 20, октябрь 1981 года
Дочь Каракалпакии
«Шел 1925 год. В жестокой схватке с врагом утверждалась Советская власть в далекой Каракалпакии». Прочитав во вступительном титре картины «Непокорная», поставленной на «Узбекфильме» режиссером Анатолием Кабуловым, слова «в жестокой схватке», зритель может решить, что перед ним еще одна лента, где будут погони, засады и перестрелки, где симпатичные нам герои не раз окажутся в смертельной опасности, и лишь чудо—чудо смелости и находчивости или чудесное стечение обстоятельств — поможет им в конце концов выйти победителями из всех испытаний...
Возможно, я несколько сгущаю краски. Но все же наверное, не слишком. Потому что наряду с картинами, серьезно разрабатывающими историко-революционную тему, примеры облегченной ее трактовки тоже имеются... Тем более заслуживает уважительного внимания попытка (в целом, мне кажется, удавшаяся) уйти от апробированной схемы к более углубленному осмыслению исторического материала, связанного со становлением нового мира. Ведь на заре революции новое утверждало себя не только на полях сражений в открытом противоборстве с классовым противником, но и в человеческих душах, в борьбе с вековыми предрассудками.
На трудностях этой борьбы и сосредоточили свое внимание создатели фильма, снятого по мотивам известного романа Тулепбергена Каипбергенова «Дочь Каракалпакии» (сценарий Г. Марьяновского, автора русского перевода книги). Причем на экран попали в основном события из второй части литературной дилогии, относящиеся к довольно непродолжительному (по сравнению с романом в целом) периоду жизни главной героини повествования Детству и юности Джумагуль в картине отведено лишь несколько коротких почти информативных эпизодов. Дочь богатого бая, она рано лишилась родительского крова, когда ее отец, взяв в юрту новую жену, выгнал Санем, мать Джумагуль, из аула. Девочка выросла в соседнем ауле, где Санем жила в прислугах у богача Кутымбая. Там и заприметил Джумагуль молодой джигит Турумбет (К. Мирхадиев), ставший ее мужем...
Сохраняя некоторые черты романной структуры литературного первоисточника (множество персонажей, разветвленный сюжет, событийная насыщенность и пр.), картина выстраивается по законам социально-психологической драмы, основные действующие лица которой—Джумагуль, Турумбет и его покровитель, а по сути дела, хозяин, Дуйсенбай, один из самых состоятельных баев в округе. Все они представлены в фильме рельефно, с выявлением сложности связывающих их взаимоотношений и самобытности характеров каждого из участников драмы, отразившей остроту и драматизм противоречий исторического времени, стремительность перемен в жизни и в сознании людей, которые несла в себе победившая революция.
Настороженно и враждебно воспринимает эти перемены Дуйсенбай. Однако он слишком хитер и осмотрителен, чтобы открыто выражать свое отношение к новым порядкам. Более того, он ловко маскируется, делает вид, будто власть большевиков вполне его устраивает: он сам раздает свои земли беднякам, сам сдает излишки зерна в сельсовет, помогает строить школу в ауле, которую потом сам же и подожжет... Именно к Дуйсенбаю приходят за советом и поддержкой главари местной басмаческой банды, получая от него деньги и оружие. Именно Дуйсенбай тщательно планирует бандитские налеты, посылает своих нукеров убивать молодых девушек, решивших пойти учиться в город.
Именно он—незаметно, исподтишка—пытается настроить жителей аула против Советской власти. Образ Дуйсенбая, созданный одним из ведущих актеров узбекского кино, Наби Рахимовым, примечателен прежде всего своей нетрафаретностью: он по-своему умен, обладает твердой волей. Разбирается в человеческой психологии. Иначе говоря, Дуйсенбай—серьезный и по-настоящему опасный враг, его фигура олицетворяет реальную сложность классовой борьбы в Средней Азии первых послереволюционных лет.
Не менее показателен в этом отношении и образ Турумбета. Но здесь важна в первую очередь динамика характера и линии поведения персонажа. Турумбет—бедняк, и он надеется, что революция изменит его жизнь к лучшему. Но уловить подлинный смысл совершающихся вокруг перемен он поначалу не может. Этим пользуется Дуйсенбай и всяческими подачками делает постепенно честного и доброго, но слабовольного парня послушным орудием в своих руках, заставляет его стать пособником басмачей. Но все же окончательно подчинить его себе Дуйсенбай не сумеет: и для Турумбета придет миг хотя и позднего, но искреннего прозрения, оплаченного ценою жизни.
Еще раньше наступит такой момент для Джумагуль, чей характер и миропонимание переживают на наших глазах трудную, по-настоящему глубокую эволюцию, убедительно аргументированную в драматургии и подкрепленную удачно найденными режиссерскими решениями. В «Непокорной» Тамара Шакирова, на счету у которой более двадцати работ в кино, сыграла, мне кажется, свою самую заметную роль. Непокорная... Отказавшись от названия литературного первоисточника, авторы картины хотели, видимо, подчеркнуть не только доминирующую черту характера Джумагуль, но и характер самой эпохи революционного переустройства мира, потребовавшей от каждого человека сделать свой выбор.
...«Полет цыпленка не дальше плетня»,—пренебрежительно усмехнется ревностно придерживающийся старинных обычаев Дуйсенбай, глядя, с каким восторгом наблюдает Турумбет за понравившейся ему Джумагуль. Рабское повиновение мужу, однообразный и изнурительный домашний труд, постоянные унижения и обиды—такой испокон веков предопределенный удел ждал и Джумагуль. Однако она не пожелала смириться с уготованной ей участью. История Джумагуль—это история человека, отбросившего покорность, принявшего на себя ответственность за собственную судьбу. В этом смысле движение личности героини совпадает с историческим движением народной жизни, направленной революцией в новое русло, что и придает кинопроизведению необходимую внутреннюю цельность.
Было бы преувеличением сказать, что Джумагуль, в начале картины—наивная девушка, целиком доверившаяся своему избраннику, в финале становится в полном смысле этого слова сознательным участником строительства нового общества. И тем не менее события, свидетелем которых ей выпало стать, пробуждают в ней способность самой решать свою судьбу, судить о людях без оглядки на обычаи предков, согласно которым сомневаться в правоте мужа недопустимо, что бы он ни сделал. Поэтому, случайно узнав про связи Турумбета с басмачами, она смело бросает ему в лицо слова презрения и в отчаянии бежит прочь из ненавистной ей теперь юрты, где надеялась обрести счастье...
Стремление к аналитическому прочтению страниц истории выражено в новой работе узбекских кинематографистов не всегда достаточно последовательно. Порой картина лишь добротно иллюстрирует их. Наверное, более развернутое, психологически точное исследование взаимоотношений центральных персонажей, некоторое самоограничение в раскрытии событийной стороны сюжета могли бы обеспечить более значительный художественный итог. Однако и те результаты, которых добились создатели «Непокорной», дают, на наш взгляд, основания причислить фильм к обнадеживающим удачам советского многонационального кино в эстетическом осмыслении неизменно актуального по своему содержанию пласта исторической действительности.