№47 Elle1
Я после просмотра этого фильма пребываю в большом замешательстве. Дело в том, что его хвалили люди, мнение которых я уважаю, и до начала самого просмотра я думала, что увижу сейчас скромненькую, бедненькую, но очень трогательную и патриотическую историю про последнего защитника брестской крепости. Однако с самого начала фильма у меня появилось нехорошее ощущение раздвоения: с одной стороны, я понимала умом, что глав.герой "хороший", что он вообще "наш", совершит подвиг, про него фильм, надо за него переживать; с другой стороны, он мне сразу стал неприятен. Неприятна его внешность (при этом я себя уговаривала: "Ну что ж, не всем же быть такими обаятельными как Ивашов, Быков, Даль, Олялин и т.д., просто так вот реалистично подошли"), неприятен его скрипучий стариковский голос ("ну ладно, голоса тоже всякие бывают"), неприятно, что он смеялся над хромотой Мирры ("ну она тоже ведь смеялась, может, подумал, что шутит"), неприятно, как поспешно, неловко и жалко он бросился на землю, когда их часовой задержал в начале... А потом стало закрадываться подозрение: а изначально кого вообще хотели показать-то - мужественного парня с несгибаемой волей и твердой верой или полусумасшедшего фанатика? Хотели воспеть его подвиг или поиздеваться над ним, фигу в кармане показать - вот мол вам, хотели про героя, так вот вам ваш герой? Вот вспомнить их диалог с тем парнем в воронке. Парень говорит, что наших нет уже, ушли далеко назад, а он в ответ: наши там где надо, а ты, мол, панику тут не разводи. И тут же тот парень-реалист фактически спасает ему жизнь ценою своей собственной (кричит "беги", а сам бросается на немца), а наш несгибаемый герой-идеалист опять же жалко машет руками-ногами, когда немцы издеваясь стреляют ему под ноги, пока случайно не попадает в подвал. Там он тут же начинает всех строить, всех обвинять, всеми командовать. Все его боятся. С другой стороны, сержант Федорчук. В лучших фашистских традициях называет Мирру "жидовочкой". А как потом он отвечает на упреки! Ведь это как раз голос, интонации положительного героя! Если бы вот вдруг я превратилась в иностранку, которая слышит речь, но не понимает, о чем говорят, я бы точно сказала, что из этих двоих Федорчук хороший, а Плужников плохой. Потом этот Федорчук бежит сдаваться, наш герой его убивает, все от него шарахаются . Молодой парень-солдат от страха совсем с ума сходит, Мирра боится (кстати, у Мирры тоже ужасный просто голос: когда они выясняли там с Плужниковым отношения, было подозрение, что оба с ума сошли). Дальше диалог с героем булдакова: опять по тому "КАК говорят" Плужников "проигрывает" старшине. Тот говорит как мудрый, повидавший жизнь человек (интонация положительного героя) и ему жалко Федорчука, и он тоже смерти боится. А наш лейтенант получается опять выступает в роли какого-то тверболобого фанатика: нет,я смерти не боюсь! И как ведь он это говорит! Когда в "Брестской крепости" герой цЫганова с ледяным спокойствием убивает себя или герой Деревянко идет на смерть, это воспринимается как действительно подвиг, восхищаешься силой духа этих людей. В данном фильме у главного героя это выглядит как какой-то глупый фанатизм. Но совсем меня "добила" сцена, когда встречают они с миррой еще двоих солдат и договариваются идти вместе к своим. Это какой же сволочью надо быть, чтобы сначала девушку обнимать, на руках носить, а потом прямо при ней говорить: "Ну нах...а тебе эта калека нужна?" И самое главное - кто же это говорит? Это говорят люди, которые не отсидеться зовут Плужникова, не спрятаться, а которые рвутся к своим, говорят о"воинском долге"! И что же это получается: те герои, что просто "жить хотят", бегут в плен или им сочувствуют - те нормальные, говорят убедительно, просто, спокойно. всеми невербальными средставми вызывают к себе симпатию. Те же, кто про воинский долг говорит, кто стоит до конца, но не сдается, - те либо откровенные сволочи, либо очень странные, слишком резко-категорично-фанатичные. Как это прикажете понимать в "патриотическом" фильме? Под конец я уже не дивилась, что свою знаменитую фразу "Я - русский солдат" Плужников произносит так, что лучше бы и молчал. пусть голос у него охрип, пусть он сам еле жив уже, но если у человека такая сильныя воля, если он настолько силен духом, Не мог он эту фразу ТАК произнести. Эти слова как угодно должны звучать, но только не жалко. А у него именно так звучат.
В общем, в конце у меня только один вопрос остался: неужели у ВАсильева в повести это тоже было так?
А Вы, ради интереса, посмотрите фильм "Мой боевой расчет" про солдата, демобилизованного домой по ранению за пару месяцев до конца войны. Он тоже снят на первый взгляд бездарно - простые герои, простые роли, простые декорации и сцены. Весь фильм какой-то серый и невзрачный... Но в нем есть очень глубокий смысл. Я пересматривал его раза 4 с перерывом в несколько лет. Так вот, считаю, что это такой режиссерский ход - снимать просто и невзрачно, и актеров брать не самых известных и не самых красивых с красивой внешность и голосом - чтобы зритель не отвлекался на это от главного, от глубокого смысла картины! Этот фильм снят в духе советского кинематографа, и глубокие подтексты в нем есть. Кстати, американцы тоже в 70-е 80-е годы снимали свои фильмы с глубоким смыслом, пока правительственная пропаганда не заставила их клепать однотипные боевики на экспорт. Например, фильм "Южный комфорт"/ "Южное гостеприимство" 1981 года...