Экранизация новеллы Теодора Фонтане «Виноваты туманы».
Необычная чета Градшеков: он грубоватый и простоватый мужлан, она - особа нервная, взвинченная, тонкая и вообще столичная штучка. Так вот им, вернее ему, не слишком предприимчивому трактирщику и содержателю гостиницы, грозит разорение. И, как назло, именно в этот момент бог принес давнего кредитора, учтивого поляка из Кракова, пана Шульского. Ну что ж, долги надо платить, и лучше всего при свидетелях, отметив акт благородного сведения счетов подобающим случаю угощением. А потом гостя положено отвести в его покои, с тем, чтобы рано утром, еще затемно, разбудить его и проводить в путь-дорогу, хотя не дело это ездить до восхода солнца по берегам Одера, такие туманы! Всякое может случиться, не приведи бог! И случается, что бы вы думали! Мутные воды зимнего озера выносят на берег труп лошади, запряженной в пустую коляску....
Фильм дублирован на киностудии "Ленфильм" в 1975 году.
последнее обновление информации: 03.09.23
«Спутник кинозрителя», август 1976 года
«Виноваты туманы». Эта фраза часто повторяется в картине. Так что обретает даже некоторый мистический смысл — многие сложности, а также и странности местной жизни объясняются жителями деревни фатальной отрешенностью — что поделаешь, виноваты туманы.
Классик немецкой литературы Теодор Фонтане написал эту новеллу, если допустима такая параллель, в ключе таинственных новелл Мериме, с изрядной долей мистики, с намеком на существование сверхъестественных сил, с учетом и пониманием многих классических германских народных суеверий. И все же атмосфера тайн и фантомов не помешала ему остаться реалистом во всем, что касается знания людей и тех сил, которые руководят порой их поступками.
Взять хотя бы чету Градшеков, довольно-таки необычную, кстати сказать; он грубоватый и простоватый мужлан, она — особа нервная, взвинченная, тонкая и вообще столичная штучка. Так вот им, вернее ему, не слишком предприимчивому трактирщику и содержателю гостиницы, грозит разорение. И, как назло, именно в этот момент бог принес давнего кредитора, учтивого поляка из Кракова. Ну что ж, долги надо платить, и лучше всего при свидетелях, отметив акт благородного сведения счетов подобающим случаю угощением. А потом гостя положено отвести в его покои, с тем, чтобы рано утром, еще затемно, разбудить его и проводить в путь-дорогу, хотя не дело это ездить до восхода солнца по берегам Одера, такие туманы! Всякое может случиться, не приведи бог! И случается, что бы вы думали! Мутные воды зимнего озера выносят на берег труп лошади, запряженной в пустую коляску. Но где же ее хозяин, благородный пан? Тайна сия, как говорится, покрыта туманом.
Фильм по новелле Фонтане постепенно покоряет нас подлинностью эпохи, грубой и живописной экзотикой персонажей, физически ощутимой реальностью среды. И как того требует традиция немецкого искусства, плотский надежный реализм героев неожиданно оттенен фатальным действием потаенных стихий. Темные краски, обнаженность дубов и вязов, блики холодного солнца в воде — эстетика картины опирается на старую живопись, на гравюры, на традиционный уют немецкого интерьера. А актриса Ангелика Домрёзе, в лице и манере которой Гретхен смешалась с Валькирией, своею нервной, смятенной игрой как бы задает всему основательному и обстоятельному фильму столь необходимую трагическую пронзительную ноту.
Журналист Анатолий Макаров