Фильм о лидере коммунистической партии Болгарии Георгии Димитрове.
В центре событий - знаменитый судебный процесс над Димитровым в Германии в 1933 году.
последнее обновление информации: 11.12.24
«Спутник кинозрителя», сентябрь 1973 года
Подвигу Димитрова, совершенному им в 1933 году в зале лейпцигского суда, посвящен фильм, созданный усилиями кинематографистов трех стран — Болгарии, ГДР и Советского Союза.
Уже самые первые кадры фильма показывают нам, какие мощные силы бросила фашистская пропаганда на то, чтобы доказать, будто поджог рейхстага — дело рук коммунистов. Камера то и дело переносит нас из зала суда в охотничий дом Геринга, где главари фашистской партии ежедневно просматривают на маленьком экране, вмонтированном в дубовые панели стены, кадры хроники, отснятой на процессе. Именно здесь, в верхах национал-социалистской партии был задуман этот наглый спектакль с поджогом рейхстага и судом над коммунистами.
Подтасованы факты. Собраны «доказательства». Спектакль разыгрывается, как по нотам...
Но вот поднимается со своего места смуглый черноволосый человек, начинает говорить, задавать вопросы — и возникает ощущение, что не судья Бюнгер, а подсудимый Димитров руководит процессом.
Понимая, что уже сам ход процесса весьма драматичен, авторы отдали ему всю первую серию. Лишь изредка покидаем мы зал суда и тюремную камеру Димитрова, чтобы вместе с героем вспомнить его прошлое, его жену (в этой роли снялась советская актриса Ж. Прохоренко). Но эти ретроспекции — мгновенны и отрывочны, главная драматургическая линия первой серии фильма — сам процесс.
И вот суд завершен. Георгий Димитров произнес свою заключительную речь, прозвучали с экрана его знаменитые слова о «колесе истории, которое вертится и будет вертеться до окончательной победы коммунизма». Подсудимые оправданы «за недостатком улик». Одержана победа — но удастся ли сохранить жизнь Димитрову и его товарищам? Вторая серия фильма, носящая название «Заговор», рассказывает о том, как был сорван еще один план фашистов — план физического уничтожения Димитрова после оправдательного приговора. Эта часть фильма тоже насыщена драматизмом, но уже сделана в несколько иной манере. Все наше внимание приковано теперь к машине, которую ведет проверенный шофер-нацист и которая, минуя безлюдные поля и старинные городки, стремительно приближается к тому безвестному месту, где по плану фашистов Димитров должен найти свою смерть. И хотя мы знаем, что поездка эта закончилась благополучно,— наш интерес к происходящему не ослабевает.
Кинокритик Татьяна Хлоплянкина