Расколотое небо (1964)

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Расколотое небо кадры из фильма

Расколотое небо / Divided Heaven, The

Geteilte Himmel, Der

1964

Рейтинг:
  10 / 1 голос

   

Регистрация

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы - Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

Да Нет

информация о фильме

, , ,
Вернер Бергманн
Ганс-Дитер Хозалла
Альфред Хиршмайер
, , , , , , , , , Юрген Керн, , , Альфред Байер, , , , , , , , , Лотар Беллаг, , Герхард Бюх, , Тинка Вольф, Уве Герман, Артур Гучвагер, Михель Деяк, Вилли Енш, Карин Зейберт, Мария Зенгер, , , Герберт Крюгер, Вилли Либнер, Зигфрид Менцель, Герт Мюллер, Зильфиа Неханицки, Хильдегард Рёдер, , Карла Томалла, , Ева-Мари Фрёлих, , , , , Вернер Шмидт-Виланд, Гезета фон Этцель
ГДР
Deutsche Film (DEFA)
2 октября 1964

Фильм Конрада Вольфа по одноимённому роману Кристы Вольф.

Действие происходит между 1959 и 1961 годами. В картине рассматриваются злободневные вопросы: вопрос о выборе между одним и другим немецким государством, вопросы демократии, свободы личности, тяжелого наследия прошлого.

А еще это - история любви Риты и Манфреда, которую расколола Берлинская стена...

последнее обновление информации: 24.02.21

критика

Расколотое небо

В финале этого фильма, поставленного Конрадом Вольфом в 1964 году, звучат слова старой немецкой песни:

"Буду следовать за тобой

По земле и по морю..."

Произносит эти слова молодой химик Манфред Хэррфурт, покинувший ГДР и теперь находящийся в Западном Берлине. Рядом с ним его подружка Рита Зайдель. В душе Манфреда теплится надежда, что она, приехав сюда повидаться с ним, тоже останется здесь. Девушка, обычно очень искренняя в своих реакциях, отвечает удивительно холодно: "Что они знали, те, кто сочинял такие песни?" Помедлив, она спрашивает своего возлюбленного: "Раньше влюбленные перед расстованием отыскивали звезду, на которой по вечерам смогут встречаться их взгляды. А нам что искать?" На это он осторожно возражает: "По крайней мере небо-то разделить не смогут".

Все так же мягко, но убежденно она произносит: "Смогут. Небо делят прежде всего".

Сцена эта важна для понимания не только сюжета, но и философского настроя фильма, его стиля. Столкновение мировоззрений, положенное в основу фильма, воспринимается как сложный, противоречивый процесс, в котором правота позиции вовсе не установлена заранее и, следовательно, то или иное положение не может быть сразу принято или отвергнуто.

Рассказана история о любви, ее зарождении, счастливых моментах, а затем ее кризисе и финале. Авторы фильма относятся к своим героям с глубоким и доброжелательным сочувствием, можно даже сказать, что они смотрят на них любящими глазами, подчеркивая в каждом что-то сугубо индивидуальное, личное, особенное, только ему присущее.

Манфред, который позже, покинув ГДР, солидаризируется с врагами республики, воспринимается как человек трагических внутренних конфликтов (это очень достоверно передал исполнитель роли Эберхард Эше). Позиция его отца, мещанина и оппортуниста, в прошлом члена нацистской партии, претит ему.

Однако взгляд молодого химика с той же беспощадностью обращен и на весь окружающий мир, находящийся в процессе ломки. Манфред не понимает ни различных причин, ни сложных кривых развития тех явлений, с которыми сталкиваются его собственные представления о мире. Все, что ему не нравится, он подводит под формулу: "Краеугольным камнем всякой истории всегда является несчастье отдельного человека".

Если индивидуалистическая позиция Манфреда в период столкновений с фашизмом содержала позитивные моменты, то позже она мешает Манфреду правильно оценивать проблемы развития нового строя и помогать разрешать их.

Когда ему не удается сразу получить патент на свое изобретение, он отказывается от борьбы и в чинимых ему препятствиях находит желанный повод, чтобы покинуть родину. Тем самым он лишается и своей любви. Потому что Рита не в состоянии хотя бы просто понять его шаг, не говоря уже о том, чтобы последовать за ним. Правда, она не сумела отговорить любимого от этого рокового поступка.

"Иногда я думаю, мне следовало быть на несколько лет старше", - говорит она однажды, когда интуитивно начинает понимать, какой безмерной человеческой силой надо обладать, чтобы изменить направление мыслей Манфреда Хэррфурта, которого можно сравнить с трагическими характерами, представленными в советском киноискусстве Григорием Мелеховым из "Тихого Дона" и в польском - Мацеком Хелмицким из "Пепла и алмаза", - с героями, в силу жизненных обстоятельств оказавшимися между двух фронтов в классовой борьбе, обреченными на гибель на стороне их врагов.

Хотя зритель поначалу воспринимает Манфреда как бы беспристрастно, но по ходу фильма дистанция между ним и героем увеличивается.

Трудно согласиться с крайне сложной композицией фильма. Правда, нужно отметить, что Криста Вольф, автор знаменитого романа, по которому поставлен фильм, для своего литературного произведения избрала тоже усложненную композицию, которая в принципе сохранилась и при экранизации.

Любовная история с ее трагическим концом излагается не прямо и не в естественной последовательности, а в своеобразно построенном "втором плане" и с помощью сложных реконструкций событий. Вначале физическое действие в фильме подается в виде ретроспекции, как материализация устного пересказа истории Ритой (Рената Блюме). Ее поэтический комментарий органически объединяет события. Таким образом, все излагается с точки зрения Риты, для которой происшедшее стало уже достоянием прошлого. Героиня оправляется от душевного кризиса и, вспоминая сейчас о том, что произошло с нею и Манфредом, безжалостно подводит черту под прошедшим, вновь обретая душевное равновесие. Сопоставляя жизненный путь Риты, процесс ее духовного созревания с этапами тревожного, беспокойного развития Манфреда, отчетливо воспринимаешь последние как цепь ошибок и заблуждений. Рассматривая их не изолированно от центральных проблем фильма, а на широком жизненном фоне, авторы тем самым подчеркивают субъективную ограниченность Манфреда.

В университете, где Рита начинает учиться на педагогическом факультете, и на вагоностроительном заводе, где она проходит производственную практику, ей приходится сталкиваться с ситуациями, которые, возможно, она воспринимала бы так же однозначно и односторонне, как Манфред, если бы ее не окружали люди, стремящиеся не отступать перед трудностями.

Так, например, она становится свидетельницей того, как мастер Метернагель (Ганс Хардт-Хардтлоф) ведет упорную борьбу с членами своей бригады, совершающими нечестные поступки, и вместе с этим старым коммунистом она радуется его триумфу, когда те самые люди, которым раньше с помощью обмана и лжи удалось его "подсидеть", теперь начинают честно работать. Она является и свидетельницей тог, как доцент Шварценбах (Гюнтер Грабберт), серьезно взвесив обстоятельства дела, вмешивается в конце концов в политические споры на факультете, почувствовав, что из-за одного догматика может быть подорвано доверие молодежи к своему государству.

Черпая в общении с этими и другими людьми силы, которые помогают ей найти осмысленный выход из противоречий, Рита со все большим и большим доверием начинает относиться к процессу развития окружающего ее общества, все больше и больше идентифицируется с ним. Это помогает ей осознать путь Манфреда и понять, что над ними небо раскололось. И тем не менее любовь к Манфреду учит ее самостоятельнее мыслить, интенсивнее жить. Поэтому неверно было бы говорить, что прогрессивное окружение выступает в роли оппонента в диалоге с ее возлюбленным. Правильнее считать, что благодаря Манфреду окружение становится для Риты понятнее, ближе.

Зритель постигает эту сложную диалектику жизни, понимает, что путь, пройденный Ритой, крайне сложен и противоречив, что ей пришлось многое вынести.

И именно на сочувствии к Рите возникает та эмоциональность, тот пафос, которым проникнут фильм "Расколотое небо" и который пронизывает почти все эпизоды, даже те, в которых спор мировоззрений выходит за рамки конкретного бытового разговора. Они предстают на экране как ожившие воспоминания девушки. Например, Рита, споря с Манфредом, его точке зрения противопоставляет точку зрения Шварценбаха, который при этом разговоре не присутствует. Этот не совсем обычный прием органично вытекает из строя картины. Авторы на редкость свободно обращаются со временем и пространством. Места действия меняются часто и неожиданно.

В самом характере построения и развития сюжета ощущается та же поспешность, торопливость. Чаще всего это ощущается в резких сменах настроения и темы разговора, в стремлении довести почти каждый эпизод до кульминации. Никогда, ни до, ни после этого фильма, в истории ДЕФА не было кинодиалогов, которые бы так резко подчеркивали внутренние коллизии, парадоксальность происходящего. Все эти моменты придают фильму "Расколотое небо" удивительную компактность и емкость. Не случайно фильм требует от зрителя напряженной работы мысли и духовного соучастия. Фильм считается сложным, требующим к себе особого отношения.

Но именно в силу этих качеств авторам фильма удается, не упрощая поставленных проблем, отразить во всей сложности и многообразии судьбу человека в условиях современного мира, в перипетиях классовой борьбы, в ситуации, когда каждый обязан сделать свой выбор.

Петер Вусс. 50 фильмов киностудии ДЕФА., 1976

кадры из фильма

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение