Русский писатель Андрей Горчаков приезжает в Италию в поисках биографических следов крепостного музыканта Павла Сосновского, некогда посетившего эти места. Поиски примет эмиграционных дней жизни музыканта - это и есть то, что связывает Горчакова c переводчицей Юдженией, беспомощно пытающейся понять причину тоски русского друга посредством томика стихов Арсения Тарковского. Вскоре Горчаков начинает осознавать, что история музыканта - это отчасти и его собственная история: в Италии он чувствует себя чужим, но и вернуться домой уже не может. Героем овладевает тягостное оцепенение, тоска по родине переходит в болезнь...
последнее обновление информации: 12.07.23
Сюжет «Ностальгии» А. Тарковского — внутренняя жизнь героя. Сюжет фильма — второй, ирреальный план его реального существования. Проходов, забытья, блужданий во сне и наяву. Его молчания и невыраженных чувств. Этот человек томим духовной ностальгией по воссоединению с первоосновами бытия. И сквозь них — с самим собой. И с тем, про кого пишет. И с теми, о ком помнит, кого знал или, быть может, узнает.
Фильм струится на грани реального и воображаемого. Это фильм — путь. Медленный, трудный, напряженный. И, в сущности, простой, как вода, огонь, пепел. И так же до конца непостижимый. И при определенности своей — загадочный, смутный, как его зыбкий, приглушенный свет. Фильм этот — поэтическая проповедь. Притча о жизни и смерти. Физической и духовной. О границе, пролегающей между ними. Это фильм — о преодолении. О человеке, вступившем на путь самоосознания. Пройти этот путь — вот задача. Испепелить себя этой задачей, этой жизненной — смертельной — необходимостью.
3ара Абдуллаева
«Искусство кино» № 2 1988 год
28 августа 2024
23 февраля 2024
4 апреля 2022