Фильм посвящается Regine.
"Сейчас я начну считать до десяти. Если на счёт "десять" ты не проснёшься, случится большое несчастье..."
"Двуличие" режиссера Гарри Кливена называют "чистым триллером о двойниках на англосаксонский манер", что достаточно редко для французского кинематографа. Тем не менее, французский зритель, не лишенный квасного патриотизма, очень хорошо отнесся к фильму, возможно, благодаря участию в нем Бенуа Мажимеля, одного из самых успешных и любимых французами молодых актеров.
Критики также восхищались картиной, в которой разглядели традиции мастеров жанра триллера - Дэвида Финчера ("Комната страха", "Чужой") и Дэвида Кроненберга ("Крайние меры", "Паук").
Мастерство Кливена в том, что он снял не просто экстремальную страшилку. Атмосфера жути медленно поглощает пространство фильма - его героев, а следом и зрителей. Неспособность героев оценить и понять происходящее друг с другом создает напряжение, от которого хочется немедленно избавиться. Но Кливен, следуя законам жанра, оттягивает финал, закручивая сюжет так, что иной зритель будет достаточно впечатлен трепетом в глубине души, отказавшись понимать, что здесь все-таки происходит.
Проблема взаимоотношений однояйцовых близнецов не обходится без вопросов сексуальности. Отец насилует своего сына, превратившегося в дочь с куклами, другой сын удовлетворяет своего брата-близнеца. Привязанность двух одинаковых мальчиков друг к другу столь же часто оборачивается непониманием, граничащим с ненавистью. В "Двуличии" соперничество двух будущих мужчин, самцов, заканчивается оскоплением одного из подростков.
Фильм начинается с того, что ведущий вполне идилличную жизнь фотограф Матиас (Бенуа Мажимель) считал себя сиротой, воспитывавшемся в детдоме, а тут вдруг оказывается, что его мать умерла лишь недавно в психиатрической больнице для престарелых... Тогда появляется и странный брат-близнец Тома. Матиас пытается восстановить утраченные годы и наладить связь с братом и его женой, которых никогда невозможно застать вместе. Чем дальше он погружается в прошлое, тем более туманным и мрачным становится будущее...
Но в близнеце Тома, превратившимся в дочь, потом в женщину, обласканную отцом, мужчина на самом деле не умирает. Неведомые инстинкты самца, вложившие в руку юного Матиаса опасную бритву, те самые, зреют и в сердце, и в теле Тома.
Несостоявшееся двойничество братьев (Тома и Матиас воспитывались отдельно, последний считал родителей погибшими) порождает в Тома двуличие иного рода - он мужчина и женщина. Женщина своего отца и женщина своего второго воплощения - Тома. Но чьим мужчиной он станет? Может быть, жены Матиаса - Клэр?..
Вообще, в этом фильме слишком много двойников. Он и о том, что мы никогда не знаем, кто стоит перед нами сегодня - наш возлюбленный или палач, товарищ или враг, друг или любовник. Понять все это, в сущности, невозможно. Уверены ли вы, что сегодня утром посмотрите в глаза именно того человека, с которым вчера вечером разделили ложе?.. (Михаил Арбалетов 26 января 2007 года)
последнее обновление информации: 29.09.12