Похитители мыла (1989)

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Похитители мыла кадры из фильма

Похитители мыла / Icicle Thief, The

Ladri di saponette

1989

Рейтинг:
ваш голос будет первым

   

Регистрация

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы - Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

Да Нет

информация о фильме

,
Марио Баттистони
Ада Легори
Эрнесто Ди Сабро
Италия
Bambú Cinema e TV, Reteitalia
16 февраля 1989 (Италия)
$ 1 231 622
комедия

Режиссёр приглашен телестудией показать свой неореалистический фильм. Но во время показа он с ужасом видит, что его черно-белая история о жизни в нищете постоянно прерывается цветной рекламой.

1989 год, Московский Международный кинофестиваль - «Золотой Георгий»

последнее обновление информации: 23.08.16

критика

«...Включи «Анчар» Пушкина»

«Похитители мыла» получили главный приз ММКФ, как я думаю, именно за кино. В этом суждении нет или почти нет оценки, но есть попытка разгадать решение жюри, которое разошлось категорически с мнением большинства критиков.

На экране царит стилизация. С того момента, как черно-белая «росселиниевско-десантиевская» площадь конца 40-х годов, словно по команде невидимого режиссера, вмиг заполняется сотней одинаковых «десиковских» велосипедистов,— и до конца, когда под взбесившиеся фанфары музыкального кича черно-белое киножилище неореалистических безработных буквально оккупирует неостановимая колонна тележек из супермаркета, заваленных товарами в разноцветных упаковках. Они едут, и едут, и едут без конца — и этот «десант» читается и как метафора триумфа презренного общества потребления, и как иллюстрация спрямленного, примитивно-рекламного, кичевого о нем представления. А между двумя этими точками молодой режиссер Маурицио Никетти нагромоздил такую неразбериху перекрещивающихся, спорящих и примиряющихся друг с другом сюжетов, времен и стилей, что в истошном финальном вопле его экранного двойника, замурованного в телевизор: «Выпустите меня отсюда!» — слышится отчаянье человека, вконец растерявшегося в абсурде современной эклектики. Реальной и отраженной.

Первый, пунктиром движущийся сюжет, разыгрывается за кулисами телебизнеса: режиссер Маурицио Никетти (Маурицио Никетти) представляет перед телезрителями свой новый фильм. Этот пласт — почти буффонная стилизация в духе феллиниевской клоунады. Второй сюжет, самый длинный — это фильм в фильме, который, наверное, должен бы называться «Похититель люстры». Как молодой режиссер (экранный) конца 80-х представляет себе ленту о безработных конца 40-х? Разумеется, как бессмертный шедевр Де Сики — те же персонажи, перипетии, эстетика. И любовное следование за автором «Похитителей велосипедов» превращается в остроумную пародию — не на Де Сику, нет, на мифологизированное современное сознание, в том числе и художественное, на «ретро», вздыхающее об ушедшей реальности и узнающее ее лишь в канонизированных клише и легендарных цитатах.

Но и о той действительности, что нас окружает теперь, мы мыслим так же. Семейка телезрителей, тупо и покорно сидящая у домашнего экрана (третий сюжет), смотрится в него, как в зеркало, потому что с одинаковой верой глотает и убогие «велосипеды», и блестящее «мыло». «По всему поэтому» так легко и безболезненно (это только автор нервничает) в черно-белый фильм о безработных ворвется цвет (сюжет четвертый). И так легко в черно-белую жизнь «бедных, но красивых» вынырнет из реки, соединяющей оба мира, блондинка-манекенщица, эти купальники рекламирующая. Только обесцветится — вот и вся недолга. А в пеструю «мыльную» реальность супермаркетов и мюзиклов так же запросто занырнет черно-белая Мария, жена безработного Антонио. И запоет, закружится в хороводе дешевых товаров — «мыла», ширпотреба, который сегодня привлекает «похитителей», как некогда велосипеды. Комизм возникает вовсе не от того, что условный мир рекламы вторгается в нечто безусловное и разрушает его — будь то правда жизни или правда искусства. Нет, смех рождает адекватно отраженное ощущение абсурдности сознания, которое воспринимает мир как кашу, винегрет, кавардак — Игру в конечном счете.

Писавшие о картине рассматривали ее как яркое свидетельство постмодернизма. Рискну обвинить комедию Никетти в малодушной измене постмодернизму, брошенному где-то на полпути. Постмодернизм — «не охранная грамота», но и не прием, а тип сознания, и особенности его ошибочно, наверное, сводить к эклектике. К тому же и эклектика у Никетти откровенно функциональна: строгая иерархичность авторского мировидения пресекает провозглашенную вроде бы поначалу самодостаточность стилевой игры, самоценность упоения ею. Компилируя чужое, вторичное, режиссер не спешит уравнять его в правах или выдать за свое — на всем протяжении фильма сохраняется ироническая дистанция, «оглупляющая смехом» сам метод изображения и таким образом создающая интонацию аналитическую.

Нина Зархи

«Искусство кино» № 12, 1989 год

кадры из фильма

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение

новости