Земля апачей в пограничной зоне между США и Мексикой. Однако и здесь есть люди, для которых главное - нажива. Им неважно, на чем можно заработать - на добыче золота, или на скальпах индецев. Храбрый вождь апачей Ульзана и старый Нана клянутся отомстить за смерть своих соплеменников...
Фильм дублирован на киностудии "Союзмультфильм".
последнее обновление информации: 30.06.24
Представлять фильм Гойко Митича и Готфрида Кольдитца трудно, ибо его можно назвать очередной серией из уже знакомых нашим зрителям рассказов о том, как шли «индейские войны», представлявшие из себя подлинный геноцид в отношении аборигенов Северной Америки, и как мужественно защищали в безнадежных условиях свою свободу и свое достояние индейские племена.
Гойко Митич снова исполняет главную роль — на этот раз благородного Ульцана, вождя апачей, и он же выступает в качестве сценариста. Понятно, что от этого спортсмена, отличного наездника и стрелка зависит успех подобного рода картин. И, как известно, Митич пользуется популярностью у зрителей, преимущественно, конечно, молодых.
«Апачи» исторически критики не выдерживают — правительство никогда скальпы не скупало. Но основные черты ограбления и уничтожения индейцев фильм отражает правильно. Белые пришельцы из северных и восточных штатов действительно не считали индейцев за людей и уничтожали их самыми изощренными способами. Впрочем, об исторической достоверности фильмов типа «Апачи» речь и не идет. Определенный интерес представляет лишь форма и направленность этих картин, ведь в сущности — перед нами не что иное, как вариация жанра вестерна. Родившийся в американском кино, вестерн либо рассказывал о приключениях ковбоев, либо показывал борьбу белых переселенцев с индейцами. В последнем случае белые неизменно показывались как рыцари и герои, а индейцы — как вероломные убийцы, беспощадно охотящиеся на белых без разбора возраста и пола. Конечно, и в самой Америке всегда были люди, которые сначала в литературе (вспомним хотя бы Фенимора Купера), а позже и в кино показывали индейцев такими, какими они были на самом деле — гордыми, благородными, добрыми людьми. Но главную задачу развенчания голливудских мифов не могли не взять на себя историки, социологи и художники Европы. Серия фильмов Кольдитца как раз и помогает решению этой задачи — развенчанию голливудской мифологии. А особенность этих фильмов в том, что используют они чисто американскую форму вестерна — фильма острого приключенческого сюжета, напряженного действия, стремительных погонь и боевых схваток, фильма, который категорично делит всех действующих лиц на абсолютно хороших и безоговорочно плохих.
Кольдитц сделал так много «дефовских вестернов», что явно начал повторять некоторые удачные приемы. Но именно в «Апачах» Кольдитц несколько обновляет художественные приемы и вводит в число исполнителей Леона Немчика — польского киноактера старшего поколения, известного по множеству отличных реалистических фильмов. В «Апачах» Немчик выгодно отличается от своих коллег стремлением показать не только очевидную жестокость своего персонажа — авантюриста Района, но и истоки его беспринципности и продажности. Как и в предыдущих фильмах Кольдитца, как вообще в большинстве вестернов, женщины участвуют в действии, однако важной роли не играют. Это тоже входит в «правила игры» — женщины оттеняют мужество мужчин, из-за них сюжет может повернуться так или иначе, но главное в вестерне — вооруженная борьба мужчин, которая должна в финале кончиться торжеством героев и гибелью негодяев. Так кончаются и «Апачи», хотя на самом деле в штате Нью-Мексико, где происходят события фильма, восторжествовали именно завоеватели вооруженые до зубов и не знавшие пощады ни к индейцам, ни к мексиканцам.
Ромил Соболев
«Спутник кинозрителя» , сентябрь 1974 года
18 февраля 2024
13 июня 2020