О чем может рассказать фильм, в котором не говорят? О многом. Даже слишком о многом. На расшифровку всех метафор и аллегорий, которыми сыплет голландец Йос Стеллинг, можно потратить не один месяц и написать не одну дипломную работу страниц эдак на двести. В центре этого предельно визуализированного повествования стоят иллюзионист и его брат - сбрендивший на почве то ли великой любви, то ли непомерной зависти к братцу. Спровадив больного сына в психушку, мать благословляет иллюзиониста на долгий путь с одним чемоданом. Начавшаяся затем круговерть событий все глубже затягивает героев в свой бурлящий водоворот. Иначе как полуторачасовой репризой эту обаятельную трагикомедию в стиле "арт-стеба" и не назовешь. Богатая на продуманные мизансцены (например, в сумасшедшем доме), геометрически выверенные бэкграунды и непростую подборку цветовых решений, эта лента в начале 80-х была предметом поклонения специализирующихся на "независимом" кино критиков, а также всего прогрессивного студенчества. Многим картина оказалась не по зубам (смотреть ее непросто, а интерпретировать, повторимся, можно бесконечно), но исходивший от экрана "сюр" неплохо прочищал мозги и служил темой для интеллектуальных бесед. Нынче же фильм представляется экзерсисом весьма душевным, если не сказать наивным - во всяком случае, от дерзких артхаусных наработок последних лет он уже отстал. Впрочем, "артхаусным наработкам" тоже не грозит угнаться за безграничной фантазией и безупречным кинематографическим вкусом авторов "Иллюзиониста" Теперь понятно, кто стал духовным отцом Кустурицы.
Эдуард Шиндяпин.
последнее обновление информации: 26.07.11