Последний император (1987)

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Последний император кадры из фильма

Последний император / Last Emperor, The

1987

Рейтинг:
  6.923 / 13 голосов

   

Регистрация

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы - Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

Да Нет

информация о фильме

,
Витторио Стораро
, Конг Су,
Джойс Херлихи
Китай, Великобритания, Италия
18 декабря 1987
$ 25 000 000
$ 43 984 230
биография, драма

Драматическая история Пу Йи, последнего из Императоров Китая, от его рождения до сложения полномочий и неясного существования в Народной республике.

Премия "Оскар" (1987):
Лучший фильм
Лучший режиссер (Бернардо Бертолуччи)

Премия "Золотой глобус" (1987):
Лучший фильм
Лучший режиссер (Бернардо Бертолуччи)
Лучший сценарист (Бернардо Бертолуччи, Марк Пиплоу)

Премия "BAFTA" (1988):
Лучший фильм
Лучшие костюмы (Джеймс Ачисон)
Лучший грим (Фабрицио Сфорца)

Премия "Серебряная лента" (1988):
Лучший режиссер (Бернардо Бертолуччи)

последнее обновление информации: 05.04.16

критика

История как психология, или «Жертвоприношение»

Со времен «XX века» постановочные навыки Бертолуччи стали еще более совершенными. Сейчас о другом. О том, что эволюционирует не только выступающее на первый план фактурное богатство, киноматерия, но и содержательный пласт, последнее время существующий в кинематографе Бертолуччи как любимое, но неродное дитя. Если в «XX веке» индивидуальные судьбы героев были истолкованы как псевдонимы определенных социальных схем, то в «Императоре» индивидуальная судьба Пу И (моногерой!) фокусирует собственно психологические аспекты бытия человека в истории вне каких-либо скорых социальных оценок. Психологический ракурс позволяет отчетливо рассмотреть трагедию отчуждения человека от истории, самопроизвольное ее развитие, уже не зависящее даже от воли императора. В содержательном плане герой интересует режиссера, конечно же, не как «обломок империи», не как диковина чудом уцелевшего средневековья, а как метафора безвластия человеческой власти в истории. Своеобразным символом картины стал кадр, на котором мальчик-император беспомощно стоит перед гигантскими закрытыми воротами резиденции, воротами в мир Большой истории, воротами «запретного города». И может быть, один из самых психологически сильных эпизодов картины — финал.

Отбыв заключение за все свои неудачные попытки как-то овладеть историей, Пу И уже в маоистском Китае приходит в императорский дворец, ставший музеем. Пустота и тишина там, где еще в начале века творился торжественный церемониал. Пу И подходит к священному трону Дракона и из потайного, только ему одному известного места извлекает некогда, еще в детстве, припрятанную коробочку с кузнечиком. С тихой радостью Пу И передает свою реликвию китайскому пионеру, заглянувшему в уже мертвый мир «запретного города». Наверное, эта сцена могла бы вызвать умиление и даже показаться излишне сентиментальной, если бы не трагическая нота: несопоставимы масштабы — человек и история, коробочка с кузнечиком и трон Дракона.

Речь теперь не идет о противостоянии невидимой всевластной силе. Никакого титанизма. Человек — песчинка в море. А море само знает, где и когда устраивать бурю, где и когда — цунами.

Лев Карахан

«Искусство кино» 1989 год, № 3

После относительной неудачи "Трагедии смешного человека" Бернардо Бертолуччи пытался найти для себя новые темы, иные подходы к материалу. Так появился грандиозный замысел "Последнего императора" - масштабной фрески из китайской истории ХХ века. Судьба последнего императора Китая из роскошного дворца, попавшего в сибирский лагерь, прошедшего "перевоспитание" приснопамятной "культурной революции" 60-х и скончавшегося в тиши и забвении, дала повод для экранного воплощения излюбленных философских тем Бертолуччи.

Таких, как предначертанность и переменчивость человеческих судеб, цикличность хода Истории, недостижимость идеала... В фильме замечательно играют китайские актеры. Единственной европейской звездой фильма был Питер О'Тул, сыгравший английского наставника китайского императора... "Последний император" заслуженно получил 9 Оскаров по различным номинациям, включая наиболее престижные.

Александр Федоров

кадры из фильма

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение

новости