Дмитрий Кознов (II)

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Дмитрий Кознов (II) фотография

Кознов Дмитрий Георгиевич (II)

26.06.1925 - 04.03.2019

Фильмография: 1 работа в 1 проекте

Участник Великой Отечественной войныУчастник Великой Отечественной войны

биография

26 июня 1925 - 4 марта 2019

Заслуженный деятель искусств РСФСР (14.06.1985).

Участник Великой Отечественной войны.

Окончил Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина (1949, мастерская народной артистки СССР В.Н. Пашенной) и режиссерский факультет Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского (1963, мастерская народного артиста СССР А.Д. Попова и народной артистки РСФСР М.О. Кнебель).

По окончании училища был принят актером в Московский литературно-драматический театр ВТО. С 1959 по 1966 годы совмещал педагогическую деятельность в Училище им. Щепкина с работой в Малом театре в качестве режиссера и принимал участие в создании таких спектаклей, как «Иванов», «Дачники», «Правда - хорошо, а счастье лучше» (режиссер-постановщик Б.А. Бабочкин).

С 1966 года - главный режиссер цветного телевидения СССР, активно способствовал открытию регулярного вещания цветных телевизионных программ в сентябре 1967 года. С 1968 по 1980 годы - главный режиссер Главной редакции народного творчества Центрального телевидения. Режиссер-постановщик таких работ редакции, как «Наш адрес — Советский Союз», «Шире круг», Международный фестиваль «Радуга», концерты в Кремлевском Дворце съездов, вечера в Концертной студии Останкино, а также творческие портреты Б. Бабочкина, Н. Ужвий, В. Анджапаридзе, Т. Ханум, И. Козловского, А. Иванова-Крамского, И. Яунзем. Был председателем режиссерской секции редакционно-художественного Совета Центрального телевидения.

В ВТУ им. М. С. Щепкина преподавал дисциплину «Мастерство актера» с 1958 года, профессор (1980), руководит мастерской с 1981 года. За годы работы выпустил более 10 курсов, специализируясь на вопросах методики преподавания мастерства актера в национальных студиях. Под его руководством выпущено более 30 дипломных спектаклей.

Сын — Дмитрий Дмитриевич Кознов (род. 1962), артист Малого театра, заслуженный артист России (2004).

призы и награды

Орден Отечественной войны II степени.
Орден Почета (9.12.2009).
Орден Дружбы (30.05.1997).

театр

  • Литературный театр ВТО

    с 1949 года

источники информации

фотографии

публикации

  • Телевидение. Взгляд изнутри. 1957–1996 годы
  • Главная редакция народного творчества

    Для перехода именно туда было еще одно очень важное обстоятельство. Там работал главным режиссером Дмитрий Георгиевич Кознов.

    С семьей Козновых мы были знакомы давно. Жили в одном доме на Шаболовке, в нем почти все квартиры занимали старейшие работники телевидения. Семья — знаменитая. О жене Дмитрия Георгиевича, Ольге Васильевне Козновой, я уже говорил. Ее отец, Василий Семенович Сидорин, был профессором Литературного института, блестяще знал литературу, читал лекции, на которые сбегалась вся литературная Москва. Выступал он и на телевидении. Брат Ольги Васильевны, Александр (Саня) Сидорин работал режиссером на телевидении. В нем было что-то общее с Ираклием Андрониковым. Он тоже был мастером устных рассказов, душой любого общества. Там, где появлялся Саня Сидорин, смех не умолкал ни на минуту.

    Дмитрий Георгиевич Кознов пришел на телевидение в 1966 г. главным режиссером цветного телевидения. За его плечами — школа Малого театра, ГИТИС, несколько важных работ на телевидении. Именно поэтому его и назначили в «цветную» редакцию, как тогда говорили.

    Первым Главным редактором был помощник председателя Госкомитета Месяцева — Асоян. Очень пробивной человек, но совершенно далекий от телевидения, особенно художественного. Его задача была в одном — «выбивать» для редакции деньги, штаты, технику, помещения. Естественно, это ему удавалось. Помогал всегда Николай Николаевич Месяцев.

    Вся же художественно-творческая работа лежала на Дмитрии Георгиевиче. Он провел обучение кадров — создал курсы для режиссеров, телеоператоров, ассистентов и помощников. Впервые появились люди, знающие технику цветного телевидения.

    Первое серьезное испытание состоялось 7 ноября 1967 г. — транслировались парад и демонстрация на Красной площади.

    Интерес к цветному телевидению был так велик, что члены Политбюро, стоявшие на трибуне мавзолея, по очереди спускались вниз, в небольшую боковую комнатку и смотрели там на телевизионный монитор. И вдруг случилась беда. Перегорела какая-то важная деталь в телекамере, и камера вышла из строя. А их всего-то было 4. Что делать? Ни у кого из технического персонала не оказалось допуска к камерам. Тогда сам Георгий Александрович Иванов, тогдашний руководитель телевидения, взял деталь в руки и буквально ползком (чтобы не попасть в поле зрения других телекамер) доставил нужную деталь телеоператору.

    Не представляю в этой роли других руководителей телевидения.

    В редакции народного творчества, куда перешли почти все работники редакции цветного телевидения, Дмитрий Георгиевич вел все основные передачи: «Наш адрес — Советский Союз», «Шире круг», фестиваль «Радуга», «Встречи с мастерами сцены».

    Передачи были массовыми, участвовали десятки хоровых, танцевальных коллективов народного творчества из всех союзных республик. Да и площадки для них подбирались самые лучшие — Кремлевский дворец съездов, Концертный зал имени Чайковского, Консерватория, Телевизионный театр. Однажды в концерте во Дворце съездов участвовало 2500 человек. Они не помещались на сцене «за кулисами», часть их вынуждена была сидеть в автобусах. Передачи были яркие, зрелищные, все, конечно, в цвете. Зрители были от них в восторге.

    Очень удавались Кознову портреты мастеров сцены: Верико Анджапаридзе, Ирма Яунзем, Борис Андреевич Бабочкин, Иван Семенович Козловский, Тамара Ханум, гитарист Иванов-Крамской.

    Все эти люди были настолько известны и знамениты, что чаще всего отказывались работать с телевидением. Тем более что опыт был в основном печальный: съемки срывались, пленки попадали в брак, машины за ними приезжали с опозданием или не приезжали вовсе и так далее. Все это они рассматривали, как личное оскорбление. Потому и отказывались. Только благодаря обаянию Дмитрия Георгиевича, его умной, творческой работе, организационной четкости — все получалось. Великие и знаменитые работали от души, следовали указаниям режиссера (что они на телевидении редко себе позволяли), и результат получался замечательный. Посмотрев готовый фильм, они всегда были глубоко благодарны…

    Запомнилась постановка «Родники Берендеева царства», автор — Василий Семенович Сидорин. Съемки шли в Щелыково — имении Островского. Участвовали артисты Малого театра. Среди них был и сын Дмитрия Георгиевича и Ольги Васильевны — Дмитрий Дмитриевич Кознов. Тогда он был студентом, а теперь — известный актер Малого театра. Вот какая замечательная семья. Как поется в песне — «я другой такой не знаю…»

    Режиссера Кознова бросали, как маршала Жукова, на все важнейшие участки работы. Надо было — он ехал в Вильнюс, Ригу — и шли репортажи о праздниках песни. Надо было — он организовывал «Музыкальный турнир городов» с участием Арама Хачатуряна и Ирмы Яунзем.

    Международный фестиваль «Радуга» значительно расширил географию передачи. Если в 1975 г. — в первом фестивале участвовало 17 стран, то на следующий год — уже 24. Их количество постоянно росло. Фестиваль рассказывал о музыкальном искусстве, танцах, обычаях народов мира. Выступали в нем лучшие фольклорные коллективы.

    Ездили за рубеж и наши самодеятельные артисты. Запомнилась поездка в Венгрию группы абхазских долгожителей. Возраст — от 95 до 135 лет, но голоса были отличные — так называемое шестиголосье. Встречали их в Будапеште по высшему разряду. Жили они в лучшем отеле. На их выступления сходились толпы людей. Как рассказывал Дмитрий Георгиевич, — когда они, в 40-градусную жару, в своих папахах и бурках шли по улицам — движение останавливалось.

    Из сотрудников редакции народного творчества тех лет вспоминаются: Николай Изгарышев, Василий Афанасьев, Алексей Николаевский, Ольга Молчанова, Ася Грандова, Борис Кронин, Василий Давидчук, Лена Ибрагимова, Ларин, Паташов...

    Козловский Виталий

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение