Женщина-документалист — явление в кинематографе достаточно редкое. Ну, а женщин, избравших для себя путь кинематографиста-международника, совсем мало. Для Екатерины Ивановны Вермишевой профессия режиссера документальных фильмов не просто любимая работа — это страстное увлечение. Е. Вермишева училась у Михаила Ромма и Сергея Юткевича. По окончании института снимала фильмы о целинниках, строителях, рыбаках, спортсменах, цирковых артистах. В центре ее внимания, независимо от метража картины, всегда была судьба человека, его история, неразрывно связанная, сплетенная с жизнью страны. В беседах с корреспондентами газет и журналов Екатерина Вермишева нередко отмечала, что в процессе работы ее герои — не выдуманные, реальные люди — становились для нее близкими и дорогими. Она всегда стремилась не просто рассказать о них с экрана, но испытывала и личную, непосредственную заинтересованность в их судьбах. Екатерина Ивановна замечает, что такое чувство присуще именно кинодокументалистам — соучастие в реальной жизни героев, способность наблюдать, а иногда в какой-то мере влиять на их судьбы.
С этим достаточно осознанным, сложившимся отношением к материалу, потребностью в эмоциональной сопричастности она пришла к первым короткометражным лентам, связанным с актуальными проблемами и событиями международной жизни. Е. Вермишева пришла к политическому фильму со своей темой — темой борьбы человека за свои права, за свое человеческое достоинство. Отсюда ее боль за страдания народов Индокитая, Африки, Латинской Америки и ее ненависть — к античеловеческой, антигуманной, тайной войне ЦРУ, Пентагона, различных неофашистских организаций против сил мира. Героев своих фильмов она ищет в горячих точках планеты. Это воины из народной армии освобождения Вьетнама (трилогия о Вьетнаме: «Его звали Хо Ши Мин», «Повесть о первой весне», «Война окончена — борьба продолжается»), Кампучии («Кампучия: народ, который хотели убить»), борющихся стран Южной Африки («Здесь и трава родится красной»), Латинской Америки («Репортаж с Карибского меридиана»). Ее фильмы — «Кто сеет ветер...», «Тихие американцы», «Пентагон» — развенчивают тех, чьи действия, несмотря на лживые улыбки, заверения в миролюбии, гуманности, толкают мир на грань катастрофы. Активное, заинтересованное отношение режиссера к бедам и болям своей планеты сказалось при создании нового фильма «Куда ведут нити заговора...» (авторы сценария: М. Озеров и В. Севрук, оператор В. Ходяков).
...У фонарного столба на одной из дорог польского городка был обнаружен тайник с деньгами, шифровальными кодами, тайнописью, химикатами для ее проявки. Несколько дней сотрудники госбезопасности вели круглосуточное наблюдение. Однажды ночью у столба остановилась машина с дипломатическим номером... Все дальнейшее также было заснято и предъявлено следствию... За посылкой, которую умело замаскировали под обыкновенный булыжник, приехал сотрудник посольства США «— агент Центрального разведывательного управления Соединенных Штатов... Таких детективных, острых сюжетов в фильме несколько. Агенты ЦРУ в социалистических странах Европы в большинстве своем облечены дипломатическим рангом. Казалось бы, по долгу службы они обязаны способствовать улучшению взаимопонимания между странами, на самом же деле — занимаются вербовкой агентов, распространением враждебной литературы, организацией всевозможных диверсий, созданием контрреволюционных группировок, подготовкой мятежей.
Центральное разведывательное управление США, как паук, методично плетет свои сети, шантажом я обманом затягивая в них все новые и новые жертвы. Судьба человека, судьба страны, разыгранная словно на карточном столе, превращается в трагедию... Память о страшных уроках истории, ответственность за мирное будущее планеты так необходимы людям наших дней. Режиссер Вермишева, лауреат Государственной премии СССР, народная артистка РСФСР, пытается проанализировать одну из наиболее актуальных проблем современности, используя приемы детективного жанра на документальном материале. Это дает ей возможность вести увлекательный для зрителей рассказ, не отступая при этом от жизненной правды событий.