Михаил Ершов

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

биография

10 декабря 1924, деревня Камкино, Смоленская губерния (ныне - Барятинский район, Калужская область) — 24 сентября 2004, Санкт-Петербург.

Кинорежиссёр, сценарист.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (26.11.1965).
Народный артист РСФСР (7.01.1977).

Участник Великой Отечественной войны с февраля 1942 года, комсорг батальона 698-го стрелкового полка 146-й Островской Краснознаменной стрелковой дивизии. Вместе с батальоном прошел славный путь, отличился в боях, был ранен. Войну закончил в Берлине.

Член ВКП(б) с 1945 года.

Михаил Ершов принадлежал к поколению «фронтовых режиссёров» и вошёл в большой кинематограф с темой подвига народа в годы войны.

В 1958 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Сергея Юткевича).
С 1958 года — режиссёр к/с "Ленфильм".

Похоронен на Ковалёвском кладбище Санкт-Петербурга.

призы и награды

Два ордена Отечественной войны II ст. (19.5.1945; 6.4.1985).
Орден Красной Звезды (4.2.1945).
1980 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (фильм "Блокада. Ф. 2-й: Ленинградский метроном. Операция "Искра").
1964 — МКФ в Буэнос-Айресе (Премия Эрика Джонстона "За гуманизм", фильм "Родная кровь").
1964 — МКФ в Мардель-Плата (Премия "За воплощение гуманизма в киноискусстве", фильм "Родная кровь").
1975 — МКФ в Карловых Варах (фильм "Блокада. Ф. 1-й: Лужский рубеж. Пулковский меридиан").
1975 — МКФ трудящихся в ЧССР (Главный приз, фильм "Блокада. Ф. 1-й: Лужский рубеж. Пулковский меридиан").
1978 — ВКФ (Диплом "За правдивый показ событий Великой Отечественной войны", фильм "Блокада. Ф. 2-й: Ленинградский метроном. Операция "Искра").
1978 — Золотая медаль имени А.П. Довженко (фильм "Блокада. Ф. 2-й: Ленинградский метроном. Операция "Искра").
1979 — МКФ трудящихся в ЧССР (Премия Общества чехословацко-советской дружбы, фильм "Блокада. Ф. 2-й: Ленинградский метроном. Операция "Искра").

фрагменты: «Африканыч». Отрывок

фотографии

публикации

  • И вечный бой с самим собой
  • (К документальному фильму 1984 года В.Пятинина и С. Бирюка «Возвращение» о режиссёре к/с «Ленфильм» Михаиле Ивановиче Ершове).

    1984 год. Известному режиссеру киностудии «Ленфильм» партийные власти «доверили» госзаказ – сделать фильм, где бы была вновь приподнята роль и значение КПСС (упавшая к тому времени среди народа). Для этой цели была выбрана героическая история о Челюскинцах, выделены большие деньги... Сценарист А.Я.Витоль и режиссер М.И.Ершов не сразу поняли, что их власти пытаются «использовать» в политических целях.... А когда им это стало ясно (после постоянного контроля и очередных указаний как надо делать), - было уже поздно, деваться было некуда, а в случае неповиновения из Обкома КПСС грозили всевозможными карами. В советское время в искусстве тема конфликта человека с нашим обществом не могла иметь место. Общество, руководимое и направляемое КПСС, всегда должно побеждать в таком «конфликте». Да и против советского общества в то время могли быть только: империалисты, капиталисты, шизофренники, шпионы, тунеядцы, и т.д. И вот, когда я и Сергей Бирюк стали снимать документальный фильм о М.И. Ершове, мы отчетливо увидели, что с ним происходит как раз такой «внутренний» конфликт, поскольку он сам и вся наша страна были уже другими. Надвигался кризис социалистической системы. Трудно, борясь с самим собой, М.И.Ершов все же сделал этот фильм «Челюскинцы», но по экранам страны он мало показывался, благодаря «стараниям» А.Я. Витоля – сценариста и начальника Управления Кинофикации и кинопроката (позже он нам сам об этом признался, так как: «Стыдно нам всем за партию стало!.. Придумали, что якобы технические причины виной сему – брак пленки»...)..... А документальный фильм «Возвращение» о М.И.Ершове снят вопреки всему – как «дипломная работа ВГИКа операторского факультета С.Бирюка». Теперь - это история «советского времени и советского кино» и как говорят: »Из песни слов не выкинешь!» Сегодня наше отечественное кино и наши, когда-то мощные киностудии находятся в кризисе и представляют жалкое зрелище: разруха, всё что можно сдается в аренду, попытки захвата территории, отсутствие денег..... В настоящее время в российском прокате всего лишь до 10% отечественных фильмов. Способности и таланты нынче не нужны! Главная цель – получение прибыли любой ценой! Печально это, да за Державу нашу обидно!

    Валерий Пятинин

  • Драма советского человека
  • «Из всех искусств для нас важнейшим является кино», — сказал как-то В. И. Ленин в разговоре с Луначарским. И здесь вождь мирового пролетариата оказался как нельзя прав, ибо с самого момента своего возникновения искусство кинематографа было поставлено под жёсткий идеологической, политической или финансовой контроль того или иного государства.

    Так было в гитлеровской Германии, социалистическом Советском Союзе, да и современное капиталистическое общество через кинематограф активно внедряет в массовое сознание прибыльную для немногих потребительскую идеологию, суть которой превосходно формулирует известный афоризм «Бери от жизни всё!»

    «И что же в этом такого крамольного? — спросит утончённый представитель интеллектуальной элиты — Любое государство нуждается в идеологической поддержке, а если какие-либо кретины принимают подобную продукцию за чистую монету, то это их проблемы».

    Оставив в стороне нравственную составляющую, ответим на поставленный вопрос таким образом. Дело в том, что с кинематографом складывается весьма парадоксальная ситуация. Самый мощный из всех видов искусства, сочетающий в себе литературу, музыку, живопись, театр, танец и актёрское мастерство, зачастую неспособен дать хоть какое-либо количество убедительных с художественной точки зрения произведений. Гора родила мышь.

    Но это ещё полбеды. Вся беда состоит в том, что обладающий несомненным талантом кинорежиссёр вынужден решать далёкие от творчества и своего художественного «я» задачи, оказываясь тем самым в куда более незавидном положении, чем его собратья по искусству.

    Действительно, если писатель, поэт или музыкант могут работать на заказ и писать «в стол», надеясь на посмертное признание своих «настоящих» творений потомками, то для кинематографиста такой возможности не существует, потому что вся его творческая жизнь протекает «на людях», под бдительным надзором власть предержащих. Вот и вынужден он выбирать между идеологическим штампом и безобидным мелодраматическим сюсюканьем. И только самым талантливым удаётся найти нечто среднее между требованием эпохи и требованием индивидуального человеческого сознания, некий симбиоз идеологии и жизни. К таким людям относится замечательный советский кинорежиссёр Михаил Иванович Ершов (1924—2004), творческая судьба которого неразрывно связана с Советской Россией и СССР. Нет, Ершов не был ни партийным карьеристом, ни диссидентом, ни скрытым антисоветчиком, но в своих фильмах, таких, например, как «Дожить до рассвета» (1975), «Блокада» (1973—1977), «Челюскинцы» (1984) и многих других, ему, наверное, удалось найти ответ на вопрос, который волновал, волнует и будет волновать каждого, кто живёт в этом мире. В чём смысл жизни человека? На этот вопрос Михаил Ершов ответил блестяще, но ответил по-своему, переформулировав его применительно к себе и своим современникам. В чём смысл жизни СОВЕТСКОГО человека со всеми его победами, поражениями, достоинствами, недостатками, радостями и горестями.

    Зададимся и мы этим вопросом. Итак, в чём же заключается смысл жизни советского современника Михаила Ершова?

    На него ответил сам режиссёр в документальном фильме Валерия Пятинина и Сергея Бирюка «Михаил Ершов.
    Возвращение»: «В БОРЬБЕ. В БОРЬБЕ С САМИМ СОБОЙ».

    Фильм «Михаил Ершов. Возвращение» снят Валерием Пятининым и Сергеем Бирюком в 1984 году к 60-летию мастера.

    Валерий Пятинин, Сергей Григорьев

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение

новости