Николай Горчаков

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Николай Горчаков (Дитерихс) фотографии
фото: proekt-wms.narod.ru

Горчаков Николай Михайлович

Дитерихс

19.08.1898 - 28.08.1958

Фильмография: 3 работы в 3 проектах

биография

Русский режиссёр, театровед, педагог.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1943).
Доктор искусствоведения (1948).

Родился 7 (19) августа 1898 года в Санкт-Петербурге в семье М.К. Дитерихса (в дальнейшем он взял псевдоним Горчаков — в честь родственников из этого рода).
В 1916 году окончил гимназию в Москве. В 1917-1921 годах служил в РККА.
Начинал в 3-й Студии МХТ, был учеником Е. Б. Вахтангова. С 1922 года работал в студии режиссёром, поставил в собственной инсценировке имевший большой успех спектакль "Битва жизни" по Чарльзу Диккенсу (1924). Возглавив группу студийцев, отколовшихся от Вахтанговской студии, в 1924 году перешёл в МХАТ, и с корретивами К.С. Станиславского спектакль вошёл в репертуар МХАТа. Станиславский привлек Горчакова к работе над восстановлением спектакля "Горе от ума" (1925). Под руководством Станиславского Горчаков выпустил мелодраму "Сёстры Жерар". Поставил жизнерадостный лирический водевиль Катаева "Квадратура круга" (1928, сыгран 646 раз; художественный руководитель В. И. Немирович-Данченко), осуществил постановку пьесы Николая Погодина "Дерзость".
Участвовал в постановке "Трёх толстяков" Юрия Олеши (1930, продержалась один сезон), пьесы Вирты "Земля" (1937). Самостоятельный спектакль Горчакова "Мольер" М. А. Булгакова (1936) был исключен из репертуара.

В 1933 году Горчаков был назначен художественным руководителем Московского Театра Сатиры. Основой репертуара при нем стала советская комедия. Он продолжил творческие связи с драматургами Катаевым и В. Шкваркиным, привлек новых авторов — Погодина, А. Толстого, М. Левидова, В. Киршона и др. Огромный успех имел спектакль "Чужой ребёнок" Шкваркина (1933; совм с Р. Г. Корфом). Руководство и коллектив Театра Сатиры беспокоило, что Горчаков продолжал работать во МХАТе, они добились его ухода из Художественного театра. Режиссёр болезненно пережил отлучение от МХАТа.
В первый год Великой Отечественной войны Горчаков организовал единственный тогда в Москве драматический театр (Московский театр драмы), где зрители впервые увидели "Русских людей" К.М.Симонова и "Фронт" А.Е.Корнейчука. В 1943 году Комитет по делам искусств объединил театры драмы и Революции, назначив руководителем Н.П.Охлопкова; Горчакову было предложено вернуться в Театр Сатиры. В просьбе изменить название театра на «Театр комедии» ему отказали. В театре Горчаков поставил "Нечистую силу" А. Толстого, тепло принятую прессой и зрителями, выпустил "Чрезвычайный закон" братьев Тур и Льва Шейнина. Последний не имел успеха, пьеса подверглась осуждению в постановлении ЦК «О репертуаре драматических театров». Успешной стала постановка пьесы Корнейчука "Миссия мистера Перкинса в страну большевиков" (1944).

В 1948 году ушёл из Театра Сатиры, оставаясь в Художественном театре. «Шедевром грации и иронии» была названа его постановка "Школа злословия" Р.Б.Шеридана (1940, совместно с В.Сахновским и художником Н.П.Акимовым; в главных ролях Михаил Яншин и Ольга Андровская). В 1946 году в МХАТе состоялась премьера "Офицера флота" Александра Крона с Михаилом Болдуманом в главной роли (Сталинская премия, 1946). В спектаклях "Поздняя любовь" А. Н. Островского (1949), "Осенний сад" Лилиан Хелман и "Беспокойная старость" Леонида Рахманова (обе 1956) ярко проявились особенности режиссёрской манеры Горчакова — чувство стиля и чувство современности. "Поздняя любовь", камерный спектакль с М. М. Яншиным в роли Маргаритова, продержалась в репертуаре МХАТа 25 лет, вплоть до 1974 года.

От своих учителей Станиславского и Вахтангова Горчаков усвоил умение выстраивать композицию, находить точное жанровое решение, он прекрасно разбирал пьесы, рецензировал театральные постановки.
Автор театроведческих работ, умелый инсценировщик, Горчаков был членом Союза писателей.
С 1928 года — преподаватель, с 1939 года — профессор и заведующий кафедрой режиссуры в ГИТИСе, преподавал в Школе-студии МХАТ.

Жена - Ангелина Степанова (с 1924 по 1933).

Умер 28 августа 1958 года в Джубге, Краснодарский край.

театральные работы

Постановки в театре:
1924 - «Битва жизни» по Ч. Диккенсу
"Сёстры Жерар" В. З. Масса
"Дерзость" Н. Погодина
1928 — «Квадратура круга» В.П. Катаева
1930 - "Три толстяка" Ю. Олеши
1933 — «Чужой ребёнок» В.В. Шкваркина (с Р.Г. Корфом)
1936 — «Мольер» М.А. Булгакова
1937 — «Земля» Н.Е. Вирты (с Л.М. Леонидовым)
1940 — «Школа злословия» Р.Б. Шеридана (с В.Г. Сахновским)
1942 — «Русские люди» К.М. Симонова
1942 — «Фронт» А.Е. Корнейчука
"Нечистая сила" А.Толстого
"Чрезвычайный закон" братьев Тур и Льва Шейнина
1944 — «Миссия мистера Перкинса в страну большевиков» А.Е. Корнейчука
1945 — «Офицер флота» А.А. Крона (с И.М. Раевским)
1946 — «Факир на час» В.А. Дыховичного (с В.Я. Хенкиным)
1947 — «Время, вперёд!» В.П. Катаева
1947 — «Остров мира» Петрова (с Э.Б. Краснянским)
1949 — «Поздняя любовь» А.Н. Островского
1956 — «Беспокойная старость» Л.Н. Рахманова
1956 — «Осений сад» Л. Хелман (с Г.Г. Конским).

призы и награды

Сталинская премия первой степени (1946) — за спектакль «Офицер флота» А.А. Крона.
Сталинская премия третьей степени (1952) — за книгу «Режиссёрские уроки К.С. Станиславского» (1951, 2-е издание).
Орден Трудового Красного Знамени.
Орден Красной Звезды.
Два ордена «Знак Почёта».

театр

фотографии

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение