Лео Арнштам

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Лео Арнштам (Лев) фотографии

Арнштам Лео Оскарович

Лев

15.01.1905 - 26.12.1979

Фильмография: 25 работ в 14 проектах

биография

Родился 15 января 1905 года в Екатеринославе, Российская империя (ныне — Днепропетровск, Украина).

Советский кинорежиссёр и сценарист.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (12.04.1965).
Народный артист РСФСР (1969).

В 1923 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано. С 1922 года вел концертную деятельность.
С 1923 года занимался литературной деятельностью.
До 1927 гг. работал заведующим музыкальной частью Театра им. В. Мейерхольда. Автор музыкального оформления ряда спектаклей театра "Современник" и Госнардома в Ленинграде.
В 1929-1941 гг. работал звукооператором, режиссером на киностудии "Ленфильм".
С 1945 года — режиссер киностудии "Мосфильм".
После смерти И. Пырьева руководил 2-м творческим объединением ("Луч") киностудии "Мосфильм".
Художественный руководитель фильмов «Бессмертный гарнизон» (1956) и «Пошехонская старина» (1975).

Ушел из жизни 26 декабря 1979 года в Москве.

Жена - актриса кино Галина Водяницкая.

призы и награды

Сталинская премия (I степени, фильм "Зоя"), 1946.
Сталинская премия (II степени, фильм "Глинка"), 1947.
Орден «Знак Почёта».
Специальный приз за кинематографическую интерпретацию балета, фильм "Ромео и Джульетта", МКФ в Канне, 1955.

источники информации

фотографии

публикации

  • К столетию со дня рождения Лео Арнштама
  • Если набрать в интернете в строке поиска имя Лео Арнштам, то появится несколько десятков документов. И все похожие друг на друга как близнецы-братья. Везде это будет небольшая историко-биографическая справка: пианист, режиссер, сценарист. Иногда рядом будет упомянут Мейерхольд, с которым Лео Арнштам работал. На этом фактически исчерпываются знания об этом человеке и режиссере. В этом году смотр дебютов "Дух огня" посвящен 100-летию со дня рождения Лео Арнштама. На фестивале проходит ретроспектива его фильмов. Так кто же он, Лео Арнштам? Рассказывают "Новости культуры".

    Сергей Соловьев, режиссер: "Он был один из самых образованнейших людей прошлого века, кинематографистов прошлого века, а во-вторых, он был продуктом культуры, причем культуры особенной, петербургской культуры".

    В трех словах - Лео Арнштам действительно пианист, сценарист и режиссер. Только за этими тремя словами человек удивительной судьбы и необычайного человеческого таланта. А началось все с петербургской консерватории, где он встретился с Дмитрием Шостаковичем, с которым дружил всю жизнь. Именно Арнштаму композитор приносил новые произведения для фортепиано, чтобы тот их исполнил первым, доверяя его пианистическому чутью. И именно Шостакович писал музыку для фильмов Лео Оскаровича. Например, для картины "Зоя".

    Галина Водяницкая, актриса, исполнительница роли Зои, вдова Л. Арнштама: "Сначала снимали фильм, а потом приходил Шостакович и ему показывали в черне смонтированный материал, и он слушал, смотрел по секундомеру и писал музыку метр в метр, секунду в секунду. И он так чувствовал Арнштама, что осечки быть не могло никогда".

    Удивительно, но факт! Шостакович поспособствовал, волей или не волей, отказу Арнштама от пианистической карьеры, познакомив его с Мейерхольдом. Великий режиссер заразил молодого пианиста вирусом театра. И даже поставил на Арнштама несколько спектаклей, в которых пианист был не просто аккомпаниаторам, он был участником этого священнодействия. Однако театральный роман был не длительным.

    Сергей Соловьев, режиссер: "Он был человеком тонким ранимым, он ушел от Мейерхольда, ну и куда теперь идти человеку, отравленному Мейерхольдом, ну не в пианизм же чистый"

    И он ушел в кино. Сперва сценаристом, потом режиссером. В фильмографии Лео Арнштама очень разные ленты. Это и "Подруги", и "Глинка", и "Ромео и Джульетта". Но сегодня, наверное, самыми противоречивыми покажутся фильмы "Зоя" о Зое Космодемьянской и "Софья Перовская". В них, при желании, можно увидеть или воспевание терроризма или стремление следовать "правилам" игры в Стране Советов. Но на самом деле – все это лишь внешняя сторона медали, которая совсем не отражает действительности. В действительности главное – это поразительное чутье режиссера, умение уловить нечто эфемерное. Эфемерное тогда и реальное сегодня. О страхе и насилии как-то состоялся разговор между Лео Арнштамом и молодым тогда Сергеем Соловьевым.

    Сергей Соловьев, режиссер: "Он говорит: "Я просто чувствую, из чего сделан мир, а он сделан из насилия издевательства и убийства. И вот чтобы преодолеть это ощущение постоянного страха, я хочу в этих убийствах найти отзвуки людей каких-то…"

    Да и Зою Космодемьянскую Лео Арнштам видел совсем в ином свете.

    Галина Водяницкая, актриса, исполнительница роли Зои, вдова Л. Арнштама:

    "Он мне сказал, приготовьте мне монолог Неточки Незваной из Достоевского…"

    После смерти Пырьева Лео Арнштам возглавил творческое объединение "Луч". И под его началом одновременно на студии работали Гайдай и Тарковский, Рязанов и Самсон Самсонов. Он спасал фильмы всех своих режиссеров, прикрывая их своим авторитетом.

    Сергей Соловьев, режиссер: "Я утверждаю, что Арнштам - один из первых и блистательных российских продюсеров. То, что делал Арнштам в своем кинообъединении, это и есть кинематограф для всех. Не в смысле жвачки, а в смысле для каждого должен быть свой фильм".

    Наверное, то, что столетие Лео Арнштама отмечают именно на фестивале дебютных фильмов – это закономерность. Ведь для молодого, начинающего режиссера очень важно, кто его введет в большое кино, кто к нему отнесется с пониманием. Лео Арнштам был одним из тех, кто верил в молодых и давал им дорогу в жизнь. Дорогу, по которой они идут с честью, поддерживая новых дебютантов.

    28.02.2005

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение

новости