Андрей Хржановский

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Андрей Хржановский (Andrey Khrzhanovsky) биография

Хржановский Андрей Юрьевич

Andrey Khrzhanovsky

Дата рождения: 30.11.1939

Фильмография: 47 работ в 29 проектах

биография

Родился 30 ноября 1939 года в Москве.

Ссоветский и российский аниматор, cценарист, преподаватель. Заслуженный деятель искусств России.
Народный артист РФ (21.03.2011).

Отец — художник и артист Юрий Хржановский.
В 1962 г. окончил ВГИК (мастерская Л. Кулешова). С того же года начал работать на киностудии «Союзмультфильм».
Преподаватель ВГИКа, заведующий кафедрой режиссуры анимационного фильма. Художественный руководитель школы-студии «ШАР».

Сын — кинорежиссёр И. А. Хржановский.

призы и награды

Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (1986) — за мультфильм-трилогию «Я к вам лечу воспоминаньем…», «И с вами снова я…», «Осень».
Государственная премия Российской Федерации (1998).
1973 — На XI МКФ фильмов для детей и юношества в Хихоне (Испания), «Бабочка»
1977 — На XXIII МКФ документальных и короткометражных фильмов в Оберхаузене (ФРГ), «Дом, Который построил Джек»
с 1995 — На фестивалях «Окно в Европу» в Выборге, «Послание к Человеку» в Санкт-Петербурге, в Тарусе, Хиросиме, в Лос-Анджелесе, премию «Ника» за лучший анимационный фильм, «Лев с седой бородой»
2003 — На кинофестивале в Кракове (Польша), «Полтора кота»
2003 - Кинопремия "Ника", «Полтора кота»

трейлер: «Нос, или Заговор «не таких»

публикации

  • Андрей Хржановский
  • Революцию в советской анимации сделал Федор Хитрук, к тому времени уже не очень молодой человек, а поддержали ее молодые, - те, кому в шестидесятые годы было чуть больше двадцати, повзрослевшее в годы оттепели поколение, которое потом назовут «шестидесятниками». Андрей Хржановский дебютировал как режиссер в 1966 году, ему было 27 лет, и, пожалуй, именно он из той блестящей генерации аниматоров, и есть самый настоящий шестидесятник. Его эстетические поиски лежат в русле открытий всего нонконформистского искусства тех лет – с его протестностью, метафоризмом, иронией, соединенной с патетикой, и попыткой восстановить утраченную связь с мировым искусством. Хржановский был своим в кругах неофициального искусства и приглашал работать в своих фильмах авторов, которые были знаковыми фигурами для своего времени: сценариста Геннадия Шпаликова, художников Юло Соостера и Юрия Соболева, композитора Альфреда Шнитке и Владимира Мартынова, актеров Сергея Юрского и Иннокентия Смоктуновского. Первые фильмы Хржановского были притчами. Саркастический «Жил-был Козявин» рассказывал о чиновнике, который по приказанию начальства найти некоего Сидорова, словно машина, шел в направлении, указанном шефом, все прямо и вперед, через города, пустыни и моря. Он равнодушно прошибал стены и горы, разрушая и топча все на своем пути, пока, обойдя вокруг земного шара, не возвращался в свое учреждение, чтобы сказать, что Сидорова не нашел. Говорят, после этого фильма, советские физики стали называть прямолинейное равномерное движение «эффектом Козявина».

    Аллегория тупого разрушителя Козявина с государственной машиной была настолько очевидной, что зрители не могли представить себе, как этот фильм могла пропустить цензура. Зато второй знаменитый фильм-притчу Хржановского «Стеклянная гармоника» цензура уже «заметила» и положила «на полку» на целые 20 лет. Фильм-аллегория о судьбе искусства (игра на стеклянной гармонике делала людей возвышенными и прекрасными, но власть убивала музыканта, а через много лет в город приходил новый), весь был построен на превращении образов мировой живописи. Этого раньше почти не было в русской анимации (впрочем, элементы такого цитирования были и у Хитрука, и в «Козявине»: чиновник разрушал мир, населенный деятелями искусства, взятыми со знаменитых портретов). В «Гармонике» заколдованные равнодушным «человеком в котелке» Магритта, уродливые хари средневекового искусства – Босха, Брейгеля, Арчимбольдо и страшилища Гойи, превращались в возвышенные лики с возрожденческих полотен и фигуры Эль Греко под музыку Шнитке, который всю эту изобразительную разность соединял с помощью музыкальной полистилистики.

    Следующим открытием и, в некотором смысле «ноу-хау» Хржановского стали снятые им на рубеже семидесятых-восьмидесятых фильмы по рисункам и черновикам Пушкина. Для Хржановского сам черновик, его бегущая строка, становилась драматургической основой фильма: буквы свивались в пейзажи и фигуры людей, небрежные рисунки на полях рукописей, которые во множестве делал Пушкин, танцевали мазурку, спорили друг с другом, и затевали интриги. Закадровый голос читал пушкинские стихи и письма, а сам поэт, изменчивый во многих своих летучих автопортретах, носился по фильму среди реальных и нарисованных пейзажей, среди старинных гравюр и петербургских скульптур - то легкомысленный, то печальный. Ироничный, нежный и живой взгляд режиссера на поэта, давно превращенного официальным литературоведением в икону, как будто разбивал окаменевшую корку пушкинистики и давал этой науке новое дыхание.

    Сделанные в конце восьмидесятых фильмы Хржановского по рисункам и живописи своего умершего товарища Юло Соостера, снова были неожиданны для отечественной анимации. Дело в том, что знаменитый эстонец Соостер (один из главных героев московского нонконформистского искусства, разгромленный Хрущевым на знаменитой Манежной выставке и зарабатывавший вместе с Ильей Кабаковым рисунками в научно-популярных журналах) – тяготел к сюрреализму. И фильм Хржановского, соединивший живопись и графику Соостера с документами и натурными съемками, естественно последовал за причудливой фантазией художника.

    Дина Годер

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение

новости