Ирина Бухалова

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Ирина Бухалова (Солодова) фотографии

Бухалова Ирина Вадимовна

Солодова

Фильмография: 2 работы в 2 проектах

биография

Работает телевизионным режиссером на Иркутской студии телевидения.

фотографии

публикации

  • Отрывок из книги "Всем спасибо, запись окончена!"
  • Возвращаюсь в Читу. Летом 1970 года в Чите произошло знаменательное событие! Из Ленинграда приехала большая группа сотрудников киностудии «Ленфильм» для съёмок масштабного, как сейчас говорят, проекта – фильма «Даурия» по роману писателя Константина Седых. Вы не представляете, какое это было грандиозное действие! Съёмки проходили в деревне Атамановка, где была выстроена самая настоящая казачья станица. Если вы смотрели этот фильм, то понимаете, о чём я говорю. Для участия в съёмках кроме профессиональных артистов, которые исполня- ли главные и эпизодические роли, приглашали местных жителей. Для огромной массовки. Из Ленинграда в Читу переправили сотни костюмов для съёмок этой самой массовки! Были одеты и обуты отряды казаков, жители станицы от детей до стариков. Десятки лошадей неизвестно откуда при- бывали в Атамановку, настоящие телеги, пролётки, да чего там только не было! Режиссёр- постановщик фильма Виктор Иванович Трегубович – высокий, крепкий, с бородой, мощным голосом, тоже одетый в казачье обмундирование – управлял огромной массой людей так профессионально, что казалось – это не кино, а реальная жизнь реальной станицы. Будто бы машина времени, как в фильме «Иван Васильевич...», перенесла нас в начало XX века. Съёмки шли практически всё лето. С небольшими перерывами. Иногда группа уезжала в Ленинград. Как я сейчас понимаю, на проявку и про- смотр отснятого материала. По возвращении группы в Атамановку жизнь киношной станицы продолжалась. Кинорежиссёр Виктор Трегубович 17 Виктор Иванович Трегубович родом из Красноярского края. Его отец был председателем колхоза. Думал со временем передать сыну управление хозяйством. Но Виктор с детства мечтал о другом. Он бредил театром, кино. Занимался в драмкружке своего посёлка. Много читал, коллекционируя книги сибирских писателей. По воспоминаниям современников, к концу жизни его библиотека представляла собой уникальнейшее собрание сочинений, посвящённых Сибири. Трегубович шёл к своей мечте долго. Ему при- шлось даже поступить в горный институт, как просил отец. Но потом оставил учёбу. Не его это была профессия. Ушёл служить в армию и после возвращения подал документы на режиссёрский факультет ВГИКа, который окончил с золотой медалью! Во время съёмок «Даурии» Трегубовичу было тридцать пять лет. К сожалению, он рано ушёл из жизни, трагически погиб в возрасте пятидесяти шести лет... Его известные фильмы «Старые стены», «На войне как на войне» и другие получили государственные премии, призы кинофестивалей и до сих пор любимы зрителями. Причём здесь моя персона, спросите вы? А вот причём. Мама, Дея Васильевна, делала еженедельную телевизионную программу на читинском телевидении, которая называлась «На съёмочных площадках "Даурии"». Я с радостью ездила с ней на съёмки в киностаницу. Для общего развития и знакомства с кинопроизводством. Иногда приглашала друзей, которые с удовольствием «играли» в массовке. Когда ещё увидишь, как кино снимается. Да такое кино! Ведь мог Трегубович не привозить всё это великолепие в Забайкалье, не тратить уйму денег на транспортировку реквизита, много- месячное проживание в нашем крае большой съёмочной группы, строительство декораций. Но если бы он снимал ЭТО КИНО где- нибудь на Дону, что территориально ближе к «Ленфильму», это была бы уже не Даурия... Трегубович – настоящий сибиряк. И ему была необходима «историческая правда». 18 Зрители масштабного проекта держались в стороне. Наблюдали, переживали, восторгались, удивлялись... Мама с оператором и редактором носилась по площадкам: снимали, записывали интервью, ждали перерывов. Я помогала кого-то найти, что-то узнать. Ко мне привыкли, запомнили, что я дочка телевизионного режиссёра. И однажды Виктор Иванович Трегубович говорит мне: «Ирина, а чего ты туда-сюда носишься? Давай-ка переоденься, да мы тебя поснимаем!» Такого поворота я не ожидала. Честно. Тут мама подбодрила, отправила в костюмерную. Я оделась в костюм станичницы, повязала на голову платок. Вышла на площадку. Трегубович говорит: «Та-а-к... Что же такое придумать? Юная казачка, а?» В этот день снимали эпизод, как едут сваты к Дарье (это главная героиня фильма). Сваты – популярные актёры Ефим Копелян (напомню, его великолепный голос звучал за кадром в сериале «Семнадцать мгновений весны») и Лидия Федосеева-Шукшина. Кто же их не знал тогда! Фильмов было не так много. И любимые артисты были у всех на слуху. И на виду тоже! Помните, в киосках «Союзпечать» продавались открытки с портретами артистов кино? И мы их коллекционировали, размещали в альбомах. Иной раз приходилось меняться портретами актёров! Например, мне до- велось случайно в киоске купить «два Демьяненко». А у подружки «две Фатеевы». И мы менялись картинками! Купить фотографии артистов было настоящей удачей! Разбирали мгновенно! Продолжаю про кино и меня. Исходя из содержания эпизода режиссёр придумал сцену. По улице идёт казачка с коромыслом, навстречу скачет казак верхом на коне. Они останавливаются, перебрасываются парой фраз, и тут мимо едет пролётка со сватами. Казачка с коромыслом – это я. Казак на коне – парень с ипподрома. В костюме, конечно. Ну и сваты – люди известные. Снимали несколько дублей, как и положено в кино. Я шла по пыльной деревенской улице, неся коромысло с двумя деревянными вёдрами. Вёдра 19 с расщелинами, реквизит. Воды туда не нальёшь, будет течь, как из горного ручья. С пустыми тоже не пойдёшь – сильно бултыхаются! Выход нашёл художник – кинул в ведро по паре больших камней. И плечи мои под тяжестью натурально опустились, и вёдра попусту не качались. Столько лет прошло с того памятного дня, а до сих пор есть эта сцена в фильме, не затёрлась с годами... Почему я об этом говорю? Потому что с моего «знаменитого» прохода с коромыслом начиналась новая часть фильма. Тогда не было видео, снимали на широкую плёнку, и фильм был разбит на части. Бывали случаи, когда после многих показов начало части подрывалось, затиралось при прокате. Прокат у «Даурии» был весьма длительным. Но, видимо, моя маленькая «роль» в большом кино должна была остаться на долгие годы. Или видеокопию сделали с какого-нибудь главного экземпляра картины. Так и иду я с коромыслом через один час семь минут от начала фильма... Знаете, приятно! Друзья звонят по телефону, если по какому-то каналу «Даурию» показывают, и ждут, когда же я пройдусь. Вот она, слава! Но это, конечно, шутка...

    Ирина Солодова-Бухалова

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение