Ещё студентом Мережко женился. Привёз в Москву молодую жену Тамару, и она разделяла небогатую, зато весёлую жизнь молодого кинодраматурга. После окончания ВГИКа жизнь повернулась к нему спиной. Три года Мережко пытался пробиться на студии, но везде получал отказ - три года без работы, без московской прописки, без денег и перспективы. Помогли тогда Вайсфельд и драматург Брагинский: Мережко получил заказ на студии "Ленфильм". По его сценарию через год там был снят фильм "Здравствуй и прощай", который был замечен взыскательной критикой.
Родное село Виктора Мережко в переводе с немецкого означает "Ольгино поле". Свое название оно получило в честь одной из дочерей бывшего владельца - помещика Энгельгарда. Родители В.И. Мережко были сельскими служащими. Отец работал заведующим сепараторным пунктом по перегонке молока, которое сдавали селяне в порядке налога. Детей в семье было четверо - трое сыновей и одна дочь. В силу особенностей не только работы отца, но и его личного характера семье неоднократно приходилось менять место жительства - Ростовская область, Ставрополье, Краснодарский край. Жили чрезвычайно бедно, находились на грани вымирания от голода, и в 1952 году по письму сестры матери двинулись на Украину, где жизнь в то время была и сытнее, и спокойнее. Село, в которое переехали Мережко, находилось под городом Черкассы и называлось Русская Поляна. Дети пошли в украинскую школу, с трудом, но выучили украинский язык, успешно окончили десятилетку и подались кто куда.
Средний сын - Виктор - попытался поступить в Киевский политехнический институт на факультет киноинженеров, но не выдержал вступительных экзаменов и целый год занимался чем ни попадя - работал в лесу дровосеком, затем уехал на заработки в Архангельск. В 1956 году уехал во Львов поступать в институт. В какой, для него это не имело никакого значения - лишь бы учиться и именно во Львове. В Львовской области жил брат матери, он обещал хоть чем-то помочь племяннику. Во Львове Виктор поступил на технологический факультет Украинского полиграфического института, хотя до этого не имел никакого представления о полиграфии. Все пять лет учебы Виктору помогал дядя - как минимум, банкой варенья в месяц, а иногда и немного деньгами.
Окончив институт, В.И. Мережко настоял на распределении в родную Ростовскую область, в издательство "Молот". Работал инженером-технологом, хотя уже тогда все его мысли были о кино. В свободное время писал простые, порой элементарные сценарные истории, прошел по конкурсу в городскую любительскую киностудию и стал там весьма заметной (на уровне кинолюбителей) фигурой как сценарист. Мечтал о ВГИКе, о сценарном факультете. Писателем себя совершенно не чувствовал, зато понимал, что у него есть чутье на сценарное ремесло.
Проработав два года в издательстве, в 1963 году послал свои работы на конкурс в Москву. Приемной комиссией они были отклонены, поскольку выпускнику вуза необходимо было отработать обязательные 3 года. Виктору Мережко пришлось "пахать" на полиграфической ниве ещё год. В 1964 году он снова направил письмо во ВГИК. На этот раз документы приняли и Виктора зачислили на первый курс, в мастерскую, которую набрал Алексей Спешнев.
Через 2 года А.Спешнев стал снимать собственное кино и времени студентам уделял все меньше. Курс попросил кафедру заменить мастера, и мастерскую возглавил старейший педагог и редактор - профессор Илья Вайсфельд. Он привел студентов к защите и фактически стал "крестным отцом" Виктора Мережко в кино. С его подачи уже на 2-м курсе института у Мережко взяли короткометражный сценарий на "Мосфильм", что для ВГИКа было делом нечастым, по которому на крупнейшей студии страны был снят художественный фильм "Зареченские женихи".
15 декабря 2024
30 января 2022
9 сентября 2020