Луис Бунюэль

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Луис Бунюэль (Luis Bunuel, Luis Buñuel) биография

Луис Бунюэль

Luis Bunuel

Luis Buñuel

22.02.1900 - 29.07.1983

Фильмография: 76 работ в 37 проектах

биография

22 февраля 1900 года (селение Каланда, провинция Теруэль, Арагон, Испания) — 29 июля 1983 года (Мехико, Мексика).

Испанский кинорежиссёр.

Учиться от начал в шесть лет у братьев "корасонистас", принадлежащих к ордену Святого сердца Господнего. Через год Луиса перевели на полупансион в иезуитский "Колледж дель Сальвадор" в Сарагосе, в котором ончился до 1917 года.

В 1917 году Луис вместе с отцом приехал в Мадрид, чтобы продолжить образование в Студенческой резиденции. Он поступил в мадридский университет. Луис долгое время не мог найти свое призвание: он занимался агрономией, естественными науками, затем — философией, историей и литературой.
В студенческие годы его близкими друзьями стали Сальвадор Дали и Федерико Гарсиа Лорка, который открыл ему подлинную испанскую поэзию, привил любовь к народной культуре.
Здесь он познакомился с выдающимися испанскими писателями, поэтами, философами, в том числе Гальдосом, Ортегой-и-Гассетом, Унамуно, Валье-Инкланом, Эухенио д’Орсом, Антонио Мачадо, Хуаном Рамоном Хименесом.

В 1925 году Бунюэль переехал в Париж, участвовал в движении "Авангард", работал ассистентом режиссёра Жана Эпштейна. Часто посещал синематику. Кино все активнее вторгалось в его жизнь. Бунюэль работал в съёмочных группах и на студиях. Наконец Луис признался матери, что хочет снимать кино, а для этого нужны деньги. Посоветовавшись с юристом, мадам Бунюэль финансировала первую картину сына. Вероятно, ни одна кинофирма не решилась бы поставить столь необычную, шокирующую ленту — "Андалузский пес".(1928). Этот фильм продержался на афише восемь месяцев. Все это время в полицию поступали требования запретить этот фильм как неприличный и жестокий.

Ещё больший скандал и нападки со стороны буржуазных и клерикальных кругов вызвала картина Бунюэля "Золотой век" (1930), которая была снята по заказу известного парижского мецената виконта Шарля де Нойа. Бунюэль начал снимать в Париже, потом уехал к Дали на Коста-Браво. Однако их совместное творчество ограничилось единственным днём, произошла ссора на всю жизнь. Бунюэль заканчивал картину один, хотя в титрах он указал в качестве автора и Дали. Во Франции фильм был запрещен к показу. В это время Бунюэль проходил стажировку в Голливуде.

Пять лет был под запретом и документальная лента режиссера "Лас Урдес. Земля без хлеба" (1932), в которой он показал невыносимые условия крестьянского труда.

Вернувшись из Америки в Париж, Бунюэль занимался дуюляжами для фильмов "Парамаунта". Его холостяцкую жизнь скрашивала Жанна Рюкар, студентка, изучающая анатомию в Сорбонне. Свои отношения они оформили в начале 1934 года, причем Луис запретил семье невесты присутствовать на свадьбе в мэрии.
Сразу после женитьбы Бунюэль получил должность руководителя дубляжной студии "Уорнер бразерс" в Мадриде. Вместе с Жанной, приехавшей из Парижа с младенцем Жаном-Луи, он занял многокомнатную квартиру.
В 1935 году Луис Бунюэль поступил на службу Испанской Республики в качестве директора кинофирмы !Фильфоно". Он продюсировал картину Луиса Маркина "Дон Кинтин-горемыка". На доходы от проката Бунюэль купил в Мадриде земельный участок в два гектара, который выгодно перепродал в 1960-х годах.

Творчество Бунюэля было прервано разразившейся в Испании гражданской войной. Режиссёр решительно встал в ряды республиканцев; в 1936 году правительство республиканской Испании назначило его атташе во Франции, он также содействовал постановке антифашистских и антифранкистских документальных лент ("Испанская земля" Йориса Ивенса).

После окончания гражданской войны, в 1938 году, в поисках работы Бунюэль переехал в Нью-Йорк. И тут Сальвадор Дали распространил информацию о том, что Бунюэль является атеистом и марксистом. В результате вмешательства арихиепископа Нью-Йорка и государственного управления Бунюэль в 1942 году вынужден был уйти из синематики.
На этом его неприятности не закончились: Луиса замучил ишиас, он с трудом передвигался на костылях. Бунюэль был счастлив, когда его взяли дублировать на испанский язык документальные фильмы об американской армии.
В Голливуде Бунюэль пробыл всего два года, после чего надолго обосновался в Мексике, приняв гражданство этой страны (1949). Здесь он поставил 19 из 33 своих фильмов.

К режиссёрской деятельность он вернулся в 1946 году, переехав в Мексику, где познакомился с продюсером Оскаром Дансижье. После двух коммерческих фильмов — "Большого казино" (1947), провалившегося в прокате, и "Большого кутилы" (1949), имевшего большой успех у зрителей, — Бунюэль поставил один из лучших своих фильмов — "Забытые" (1950), в котором рассказывал о трагической судьбе подростков-беспризорников.
На фестивале в Каннах "Забытые" были удостоены призом за лучшую режиссерскую работу, а также премией ФИПРЕССИ.

Особое место в жизни и творчестве Бунюэля занимает фильм "Виридиана". В 1961 году Франко пригласил режиссера вернуться на родину, и тот принял приглашение. Созданная Буньюэлем "Виридиана" была отмечена жесткой выразительностью кинематографического решения и высоким мастерством актёров, продемонстрировала несостоятельность попыток социальной утопии в перегороженном классовыми барьерами мире. И она была тут же запрещена франкистской цензурой по обвинению в оскорблении религиозных ценностей — и удостоилась Гран-при кинофестиваля в Каннах.
Этот фильм ознаменовал собой начало нового этапа в творчестве Буньюэля — почти все последующие его картины вошли в золотой фонд мирового кинематографа.

В его фильмах 1960-1970-х годов рассматриваются этико-психологические аспекты современного общества. Последний фильм мексиканского периода Бунюэля — «Симон-пустынник» (исп. Simón del Desierto, 1965).

Перебравшись во Францию, Бунюэль начинает сотрудничество с продюсером Сержем Зильберманом. Лучшие свои роли в кино актриса Катрин Денёв сыграла в драмах Бунюэля "Дневная красавица" (удостоенной главного приза Венецианского фестиваля) и "Тристана".
В фарсово-сюрреалистической стилистике сняты фильмы "Скромное обаяние буржуазии" (1972) и "Этот смутный объект желания" (1977), получившие премии "Оскар", и "Призрак свободы" (1974).

За вклад в мировое киноискусство режиссёр был удостоен призов на кинофестивалях в Сан-Себастьяне (1977) — "Золотая раковина" за творческую карьеру, Москве (1979), Венеции (1982).

Последние годы своей жизни Луис Бунюэль провёл в Мексике, и скончался он летом 1983 года в Мехико от сердечной и почечной недостаточности. Похоронен в капелле доминиканского монастыря Сан Альберто Маньо (святого Альберта Великого) в Университетском культурном центре в Мехико.

О своей жизни и творчестве он рассказал в книге мемуаров "Мой последний вздох", опубликованной в 1982 году.

трейлер: «Бунюэль в лабиринте черепах»

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение

новости