Жан-Пьер Мельвиль

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Жан-Пьер Мельвиль (Jean-Pierre Melville, Jean-Pierre Grumbach) биография

Жан-Пьер Мельвиль

Jean-Pierre Melville

Jean-Pierre Grumbach

20.10.1917 - 02.08.1973

Фильмография: 41 работа в 21 проекте

биография

Французский кинорежиссёр и сценарист, продюсер, актёр.

Настоящая фамилия — Грумбах (Grumbach).

Псевдоним «Мельвиль» взял в честь своего любимого писателя Германа Мелвилла.

Родился 20 октября 1917 года в Париже.
Был фанатиком кино с детства, постоянно посещая кинотеатры и пытаясь снимать любительские фильмы. Но Вторая мировая война и служба сначала в составе британской армии, потом в рядах французских освободителей помешали Мельвилю перейти в профессиональный кинематограф. Однако и после войны он не мог пробиться на крупные студии, поэтому был вынужден в 1945 создать собственную фирму «Сосьете Мельвиль продюксьон» и выступать в разном качестве — от продюсера до монтажера.

Считается, что именно этот опыт малобюджетного кино во многом предвосхитил открытия французской «новой волны». Кроме того, Мельвиль может быть объявлен ее прародителем и по той причине, что всегда был преданным поклонником американского кинематографа, прежде всего криминальной и военной тематики, и сам преимущественно старался работать в этих жанрах, приспосабливая их к французским реалиям и внося в них все-таки европейский дух, густо замешенный на философии экзистенциализма, которая получила распространение как раз во Франции в первые послевоенные годы.

То, что сорокадвухлетний Мельвиль появился в ленте «На последнем дыхании» (A Bout De Souffle, 1959) Ж.-Л. Годара в роли популярного американского писателя, заносчивого мэтра, у которого прямо на аэродроме берет интервью девушка-журналистка, с одной стороны, является типичной годаровской шуткой, «прикольной» пометкой на полях, иронической выдуманной цитатой. Но в то же время в этой якобы случайности есть закономерность, даже особая справедливость по отношению к первопроходцу и учителю. И подобно тому, как Годар и другие режиссеры «новой волны» оказываются ныне кумирами для современных модных американских режиссёров — от Дж. Джоста и Х. Хартли до Р. Родригеса и К. Тарантино, так и Мельвиль превращается с течением лет в подлинно культовую фигуру для кинематографистов Востока и Запада — от Дж. Ву и Т. Китано до Б. Сингера и Г. Фледера.

Мельвиль — словно термин «черный фильм», придуманный французскими критиками и подаренный американцам. Феномен Мельвиля не укладывается в строгие рамки не такой уж длинной биографии или простого перечисления лент, созданных за 27 лет — их всего 13 1/2, то есть по одной картине за два года, что опять же признается классическим творческим темпом.

В фильмах этого режиссера тоже нетрудно найти образцы четкой выстроенности пространства в кадре и продуманности ритма в целом, подчас уникального использования музыки и естественных шумов, бессловесного действия, завораживающего своей соотнесенностью с реальным временем, которое потребовалось бы на это событие и за пределами экрана, можно вспомнить «Самурай» (Le Samourai, 1967) и «Красный круг» (Le Cercle Rouge, 1970) — два шедевра, по-французски пересказанные американские гангстерские ленты).

Умер 2 августа 1973 года от сердечного приступа в одном из парижских кафе, где разрабатывал с Филиппом Лабро детали нового сценария.

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение

новости