Анатоль Литвак

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Анатоль Литвак (Anatole Litvak) биография

Литвак Анатоль Михайлович

Anatole Litvak

05.05.1902 - 15.12.1974

Фильмография: 56 работ в 34 проектах

биография

5 мая 1902 года (Киев, Российская империя) - 15 декабря 1974 года (Нейи-сюр-Сен , От-де-Сен , Иль-де-Франс, Франция)

Американский режиссер, сценарист, продюсер.
В 14 лет был рабочим сцены в театре в Петрограде. Изучал философию в Петроградском университете, изучал театральное искусство в драматических студиях, в том числе у Е.Б.Вахтангова и В.Э.Мейерхольда. Играл на сцене, поставил несколько спектаклей. С 1923 работал в кино, сначала ассистентом режиссера, художником-постановщиком и сценаристом. В 1925 году снял в качестве режиссера фильм "Татьяна".
В 1925 году покинул СССР и следующие десять лет работал в Германии, Англии и Франции. Выступал на сцене парижских театров. Затем работал в Германии, был монтажером фильма Георга Вильгельма Пабста "Безрадостный переулок" (1925) и ассистентом режиссера на многих постановках. В 1930 году стал режиссером студии УФА. Дебютировал на студии как режиссер-постановщик фильмом "Долли делает карьеру" (1930).
Ещё до прихода к власти нацистов Литвак покинул Германию. Сняв один фильм в Англии, с конца 30-х годов работал во Франции.
С 1936 года - в Голливуде. Получил репутацию "актерского режиссера". С середины 50-х годов все чаще работал в Европе, а с начала 1960-х жил в Париже.
За большой вклад в киноиндустрии имеет звезду на Голливудской аллее славы в 6633 Hollywood Blvd.

призы и награды

Номинация на премию гильдии режиссеров Америки:
1948/49 - Лучший режиссер ("Змеиная яма")
1951 - Лучший режиссер ("Приговор перед рассветом")

Номинация на "Оскар" (1948):
Лучший фильм ("Змеиная яма")

публикации

  • Анатоль Литвак
  • После окончания философского факультета Петроградского университета Анатолия/Анатоля Литвака решил резко изменить профессиональный выбор. Увлекшись идеями нового революционного театра, он стал посещать занятия Мейерхольда и Вахтангова в театральной школе, играл на сцене, ставил спектакли… Но, как и другой подававший надежды театральный режиссер С.Эйзенштейн, двадцатилетний Анатолий Литвак в конце концов пришел в кино. Его первые фильмы «Татьяна» (1923) и «Сердца и доллары» (1924) стали для него неплохим профессиональным тренингом. Однако, в 1925 году, по-видимому, разочаровавшись в легенде о свободе творчества в стране бесчисленных советов, Литвак эмигрировал на Запад. Курсируя между Берлином и Парижем, он работал в театре, писал сценарии, монтировал фильмы, оттачивал мастерство режиссуры, ассистируя европейским мэтрам…

    В 1930 году А.Литвак подписал контракт с немецкой фирмой UFA и снял свой первый западный фильм «Долли делает карьеру» (“Dolly macht karriere”). Но настоящим хитом стал его восьмой европейский фильм – «Майерлинг» (“Mayerling”,1936) – романтическая мелодрама с французскими звездами Шарлем Буайе и Даниэль Даррье. Именно эта картина (в 1967 году Теренс Янг снял ее одноименный римейк с Катрин Денев и Омаром Шарифом) дала ему долгожданную путевку в Голливуд.

    В 1937 году А.Литвак по контракту с Warner Brothers поставил свои первые две из 23-х американских картин (кстати, голливудские работы А.Литвака в разные годы не раз номинировались на «Оскар»).

    В годы второй мировой войны Анатоль Литвак участвовал в документальном кинопроекте «За что мы воюем?» (“Why We Fight”), снимая ленту под красноречивым названием «Битва за Россию» (“The Battle of Russia”, 1942). В послевоенные годы режиссировал психологические драмы, одна из которых – «Змеиная яма» (“The Snake Pit”, 1948) чуть ли не впервые в мировом кино столь пристально рассказывала о буднях психиатрической клиники…

    За свою 30-летнюю голливудскую карьеру Анатоль Литвак работал с такими звездами, как Хэмфри Богарт («Удивительный доктор Клитерхаус»/“The Amazing Doctor Clitterhouse”, 1938), Эрол Флинн («Сестры»/“The Sisters”, 1938), Бэтт Дэвис («Всё это и рай в придачу»/“All This, and Heaven Too”, 1940), Генри Фонда («Долгая ночь»/“The Long Night”, 1947), Барбара Стенвик и Берт Ланкастер («Извините, ошибочный номер»/ “Sorry, Wrong Number”, 1948), Кирк Дуглас («Акт любви»/“Act of Love”, 1953), Вивьен Ли («Глубокое синее море»/“The Deep Blue Sea”, 1955), Юл Бриннер («Анастасия»/“Anastasia”, 1956; «Путешествие»/“The Journey”, 1959)…

    Всемирный успех (исключая, СССР, разумеется, где фильм был запрещен для публичной демонстрации) имела его «Анастасия» (Anastasia, 1956). Эта мелодрама была для Ингрид Бергман («Касабланка», «Завороженный») триумфальным возвращением в Голливуд после любовно-творческих «римских каникул» с отцом неореализма Роберто Росселини. Актриса, сыгравшая чудесным образом воскресшую на Западе Великую княжну Анастасию Николаевну Романову, получила за эту роль премию «Оскар», а Анатоль Литвак вновь заявил о себе, как о профессионале высокого класса.

    В последние годы своей творческой карьеры Литвак больше любил работать в Европе. Так в 1961 году он экранизировал культовый в ту пору роман Франсуазы Саган «Любите ли Вы Брамса?» (“Goodbye Again”, 1961) – с блестящим актерским ансамблем: Ингрид Бергман, Энтони Перкинс и Ив Монтан. Спустя два года ангажировал Софи Лорен для съемок в криминальной драме под названием «Пять миль до полуночи» (“Five Miles to Midnight”, 1963). А в 1967 году, уже в Британии, поставил ретро-детектив «Ночь генералов» (“Night of Generals”) c Питером О’Тулом, Омаром Шарифом и Филиппом Нуаре…

    Последним аккордом карьеры А.Литвака стала изящная экранизация популярной детективной повести Себастьяна Жапризо «Дама в автомобиле в очках и с ружьем» (“La Dame dans l’auto avec des lunettes at un fusil”, 1970). Через четыре года один из самых успешных киноэмигрантов из России ушел в мир иной. Увы, и при жизни, и после смерти Анатоля Литвака на родине о нем почти не вспоминали…

    © Александр Федоров, 1991

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение

новости