Илья Меерович

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Илья Меерович фотография

Меерович Илья Михайлович

01.12.1906 - 2002

Фильмография: 2 работы в 2 проектах

биография

Родился 18 ноября (1 декабря) 1906 года - 2002, Москва

Дирижёр, композитор, педагог.
Заслуженный артист РСФСР (29.01.1954).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (2.03.1973).

В 1931 году окончил Московскую консерваторию, в 1934 году - ГИТИС. С 1931 года на протяжении 55 лет – бессменный заведующий музыкальной частью и дирижер Театра Революции – Московского академического театра им. В. Маяковского.
Написал музыку ко многим спектаклям, в т. ч.: «Собака на сене» Лопе де Вега (1937), «Таня» Арбузова (1939), «Вей, ветерок!» Райниса (1949), «Гроза», «Гамлет» (1954); «Кресло № 16» Угрюмова (1957), «Побег из ночи» бр. Тур (1958), «Иркутская история» Арбузова (1960), «Океан» Штейна (1961), «Фауст и смерть» Левады (1962), «Сослуживцы» (1972), «Три минуты Мартина Гроу» (1973), «За час до рассвета».
С 1934 года вел педагогическую работу (профессор ГИТИСа, затем РАТИ). Член ВКП(б) с 1951 года.

театр

фотографии

публикации

  • Зинаида Леберчук о музыке в драматическом театре
  • ...В прежних моих воспоминаниях о моей многолетней работе в театре имени Маяковского (б. Театр Революции) я писала об артистах, об особенностях подготовки спектакля, о гастролях, но ничего не сказала о музыке. А ведь музыкальное оформление спектакля – это очень важная составляющая театрального действия. Музыка способствует созданию определённой эмоциональной атмосферы спектакля, углубляет характеристики персонажей, подчёркивает переломные моменты развития действия, драматические кульминации. Музыкальное оформление способствует более полному раскрытию художественных образов, ритмической организации спектакля.

    Известно, какую большую роль в спектакле Художественного театра «Синяя птица» играла музыка Ильи Александровича Саца. Благодаря этому великолепному композитору и музыканту удалось добиться единства режиссерского решения и музыкального оформления. И спектакль до сих пор идет с большим успехом.

    В нашем театре этим непростым делом – созданием музыкального оформления спектаклей – на протяжении шестидесяти лет занимался Илья Меерович. Одаренный композитор и музыкант, он с любовью выполнял требования знаменитых режиссеров и просьбы талантливых актеров.

    Вот что говорил о нем искусствовед и театровед Виталий Вульф:

    «Мало кто обладал умением Мееровича писать изящные музыкальные миниатюры и вкладывать в самую сжатую форму сконденсированное и действенное содержание. Его музыка всегда звуково дополняла сценическую конструкцию. Способность Мееровича верить в тех, с кем он работал, способность точно улавливать «воздух» театра, настроение окружающих сделали его человеком, крепко привязанным к делу. Он всегда был нужен тем, кто работал с ним рядом».

    Илья Меерович был назначен музыкальным руководителем Театра Революции с разрешения наркома просвещения А.В.Луначарского. В этом театре ведущей актрисой была Мария Ивановна Бабанова, которая долгое время играла в театре В.Э.Мейерхольда. Перейдя в Театр Революции, она сыграла Полиньку в «Доходном месте» Островского в постановке В.Мейерхольда, музыкальное оформление И.Мееровича, Диану в пьесе Лопе де Вега «Собака на сене», музыка И.Мееровича, главную героиню в спектакле «Таня», автор Погодин, музыкальное оформление И.Мееровича. Так сложилась творческая дружба двух талантливых людей – актрисы и композитора. Она продолжалась много лет - и в хорошие, и в тяжелые периоды творческой жизни.

    Началась Великая Отечественная война. Театр эвакуировали в Ташкент, но творческий процесс не прекращался. Принята к постановке пьеса А.Гладкова «Надежда Дурова», или «Давным-давно». Композитор Н.Богословский. Дирижер оркестра И.Меерович. Главная героиня М.И.Бабанова.

    В спектакле много музыки, которая вписалась в сюжет и действие. Написан хороший романс-шлягер, который героиня Бабанова должна исполнять в финале первого акта.

    Под руководством дирижера оркестр осваивает музыкальный материал. Героиня знакомится с романсом. И, о, ужас!

    - Кто писал романс? Илюша, я спрашиваю, кто писал романс?

    - Вся музыка Никиты Богословского. Музыка вписалась в действие спектакля. Что вас беспокоит?

    - Я этот романс петь не буду! Напиши мне романс ТЫ.

    - Но здесь вся музыка Богословского…

    - Значит так! Романс напишешь ты. Иначе я откажусь от роли…

    Проходят дни... Приближается время выпуска спектакля.

    Режиссура, дирекция умоляют М.Бабанову продолжать репетиции.

    - Нет!!!

    В приказном порядке И.Меерович пишет романс на слова Ю.Лермонтова:

    Если, друг, тебе взгрустнется,

    Ты не дуйся, не сердись…

    Все с годами пронесется,

    Улыбнись и разгрустись…

    Наконец, премьера. Финал первого акта. М.Бабанова гениально исполняет романс. Зрительный зал в экстазе. Бис!!! Бис!!! Зал не умолкает. Зрители встали и требуют повторения. Это продолжалось очень долго. На сцене замечательный актерский состав, который смущен непонятной ситуацией. Что делать? Кто подаст знак для повторного исполнения на бис? Действие повторилось. Крики не умолкали. Такой ситуации в драматическом спектакле не было. Так говорили…

    Композитор Богословский огорчен. Композитор Меерович тоже огорчен.

    Возвратились в Москву в 1942 году.

    В театр пришел замечательный режиссер, актер кино Н.П.Охлопков. Он долгое время руководил «Реалистическим театром», который был закрыт приказом ЦК.

    Н.П.Охлопков имел хорошее музыкальное образование, окончил музыкальную школу по классу виолончели, прекрасно знал классическую музыку и обладал изысканным вкусом в отборе произведений для спектаклей.

    - Илюша, я хочу прослушать Второй концерт Рахманинова для «Молодой гвардии». Мне нужны две трагические темы. Назначай прослушивание…

    В Московской консерватории им.Чайковского нотной библиотекой заведовал уникальный человек – Рабинович, который почти наизусть знал музыкальную классику. Меерович звонит ему с просьбой помочь найти в симфонии нужные моменты.

    - Илюша, позвони через 15 минут.

    Через 15 минут все готово: страницы, опус, минуты.

    И так происходило всегда, пока полуслепого старого человека, уникальное дарование которого знала вся музыкальная элита, не осудили по 58 статье и не отправили на Колыму, где он вскоре умер.

    В репертуаре нашего театра появилась пьеса Кожевникова. Тема – жизнь и деятельность коммуниста Фучика. Очень трудная задача, как музыкально оформить эту драматургию. Решено: композитор Сметана симфония «Влтава». Тогда еще работал Рабинович, который помог в выборе нужных частей знаменитой симфонии.

    Замечательный актерский состав и правильно решенный музыкальный сценический образ – спектакль готов к показу. Сыграна премьера. Успех!

    Вдруг звонят из Министерства культуры: «Секретарю парторганизации, режиссерам, музыкальному руководителю завтра явиться в Министерство».

    Приехали. Не помню, кто читал письмо, в котором говорилось, что в симфонию Сметаны «Влтава» вставлены фрагменты израильского гимна.

    Что началось?! Призвали на помощь редакторов радио, телевидения и множество профессионалов в области музыки. Одни профессионалы утверждают: «Да, похоже, что это имеет место…» Другие категорически отрицают: «Этого нет, и быть не может!»

    Говорили, я не утверждаю, что это дошло до Молотова и до работников ЦК, связанных с культурой. С каждым днем положение становилось все тревожнее. И этот ужас продолжался месяцы. Если учесть борьбу с «космополитизмом», кочетовых, сафроновых, грибачевых, можно было готовиться на Колыму (в лучшем случае).

    Слава Всевышнему, слово «Нет!» одержало победу. Великая благодарность людям, которые боролись и помогли словом «нет» сохранить людям свободу и жизнь, а театру – престиж.

    Так музыка, которая, казалось бы, далека от политики, становится орудием политических игр. Это существенно затрудняло работу музыкального руководителя театра И.Мееровича. Тем не менее, талантливому композитору удавалось создавать музыкальное оформление, которое становилось неотъемлемой частью драматического действия.

    Записала Нина Дубровская

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение