Алмаз Монасыпов

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

биография

11 июля 1925, Казань - 22 июля 2008, Москва.

Композитор, дирижер, педагог.
Заслуженный деятель искусств Татарской АССР (1969).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (4.05.1987).
Народный артист Республики Татарстан (2000).

Окончил Казанскую консерваторию по классам виолончели у А. В. Броуна (1950) и композиции у А. С. Лемана (1956), аспирантуру там же по дирижированию у И. Э. Шермана (1966).
В 1942 году артист оркестра Театра оперы и балета в Казани. В 1942—1943 годах - артист Квартета Татарской филармонии.
Участник Великой Отечественной войны.
В 1951—1952 годах - концертмейстер Казанской консерватории. В 1959—1970 годах - дирижер Театра оперы и балета в Казани и Татарского театра драмы. В 1970—1971 годах - дирижер симфонического оркестра Татарской филармонии.

Преподаватель музыкальной школы в Казани (1949—1955), Казанского музыкального училища (1956—1958), Казанской консерватории (1970—1973). С 1972 года жил в Москве.

Сочинения: для хора, солиста и симфонического оркестра — кантата "Солнечный Татарстан" (сл. М. Хусаинова, 1967), поэма "В ритмах Тукая" (1975), концерт-рапсодия «Кряшенские напевы» (1998), сюита «Предания Древнего Булгара» (2002), вокально-симфоническая поэма «Путешествие в страну Атнабая» (2006); для симфонического оpкестра — Балетная сюита (1961), симфонии: I (1963), II (1968), III (1974), IV («Дастан», 1978), поэмы "Сегодня праздник" (1975), «Идель-йорт» (1994), «Музыкальное приношение Салиху Сайдашеву» (1990), «Праздничная увертюра», посвященная 1000-летию Казани (2005); для скрипки и СО — "Концертино-серенада" (1973); для скрипки и фортепиано — Соната (1954), Сонатина (1976); для фортепиано — Пять лирических картинок и марш (1972), Мозаика (10 пьес, 1975), «Узоры» (1981); ария для гобоя и струнного оркестра (1970), камерный концерт для трёх флейт и арфы (1979); для голоса и фортепиано — "Только ты" (1964); более 300 песен и романсов на слова М. Джалиля, М. Мазунова, Г. Рахима, Г. Зайнашевой, А. Ерикеева, Н. Арсланова, З. Насыбуллина, С. Хакима и других; музыка к драматическим спектаклям: «Проделки Белиссы» по пьесе Лопе де Вега (1963), «Альмандар из Альдермыша» по пьесе Т. Миннуллина (1976), «Потерянный день» и «Не улетайте, жаворонки» по пьесам А. Гилязова (1977), «Идегей» по пьесе Н. Исанбета (1994) и фильмам.

Своими разнохарактерными по содержанию и ярко своеобразными по стилевому почерку вокальными, камерно-инструментальными и симфоническими произведениями он внес значительный и разносторонний вклад в татарскую музыкальную культуру.
Привлекают внимание первые опыты вокальных сочинений А. Монасыпова, плодотворно развитые в последующие годы. Среди его вокальных сочинений можно встретить песни патриотического содержания, детские песни, лирические романсы.
Наряду с восточным в творчестве композитора особое значение приобретает европейская традиция. Широко и естественно используются им европейские музыкальные жанры: концертино-серенада для скрипки и симфонического оркестра, песенные баркаролы, пассакалья и сицилиана в Третьей симфонии, пассакалья в поэме «В ритмах Тукая». Особенно значительны связи музыки композитора с эпохой барокко, использование полифонической техники, органа в симфонических произведениях, вокализа («Аvе, Маria» на клавирную прелюдию И. С. Баха).
Другая характерная для творчества А. Монасыпова интонационная сфера — джаз. Джазовые интонации, ритмы и гармонии придают его музыке неповторимый колорит, динамику, энергию, оригинальность мелодико-гармонического языка. Этой стилистикой отмечены инструментальные джазовые композиции композитора (первые из которых были созданы для оркестра под управлением О. Лундстрема), а также многие страницы вокальной музыки.
Масштабно и значительно симфоническое творчество А. Монасыпова. Он написал четыре симфонии. Начиная с Первой симфонии, ее остро конфликтными коллизиями, а затем и Второй симфонией, названной симфония-поэма "Муса Джалиль", композитор смело обращается к художественно значительным, порой трагедийным концепциям, утверждая силу близких нам гуманистических идеалов.
А. Монасыпов создал новые жанры в национальной музыке: симфонию-поэму, симфонию-драму, вокально-симфоническую поэму.

театральные работы

Дирижер спектаклей:
«Русалка» А. Даргомыжского
«Фауст» Ш. Гуно, 1960
«Тихий Дон» И. Дзержинского, 1961
«Битва при Леньяно» Дж. Верди
«Дуэнья» С. Прокофьева
«Борис Годунов» М. Мусоргского
«Катерина Измайлова» Д. Шостаковича
«Джалиль» Н. Жиганова
«Тюляк и Су-Слу» Н. Жиганова

призы и награды

Лауреат Государственной премии Татарской АССР им. Г. Тукая (1991).

театр

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение