Зарема Джаубаева

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Зарема Джаубаева биография

Джаубаева Зарема Мурадиновна

Год рождения: 1967

Фильмография: 8 работ в 8 проектах

биография

Российский сценарист, кастинг-директор.

Окончила актёрский факультет ГИТИСа (преподаватель Владимир Андреев, очно, год выпуска: 1988, актёрское искусство (артист драматического театра и кино), Карачаевская студия: 1988).

Окончила режиссерские курсы (преподаватель Андрей Ташков).

публикации

  • Известный кастинг-директор Зарема Джаубаева рассказывает о секретах профессии, о проблеме падения профессионализма молодых актёров, а также об исчезновении «мужских» лиц в кино.

    - Расскажите, как вы пришли к профессии кастинг-директора — ведь вы окончили актёрский факультет ГИТИСа?

    - Видимо, от того, что я закончила актерский факультет и от того, что я «играла в ролях», как там выражаются, я в этом что-то немножко понимаю, эту кухню.

    - У кого учились?

    - У Андреева, но на последнем курсе я уже поняла, что сильная зависимость этой профессии совершенно не для меня. Я какая-то такая невменямая,я не могу сидеть, ждать, это не для меня. Я хочу сама командовать — зависеть от того, позовут меня или не позовут, я не хочу. Поэтому я вернулась в Ставрополь, и в этот момент замечательный Горбачев открыл телевидение, ему захотелось. Я туда и пошла, начала , как все с помощника, с потом с режиссера, потом в редакторы, потом я приехала , отучилась у замечательного Андрея Ташкова на режиссерских курсах — и это ушло в эту же копилку. А потом я еще и породнилась с человеком, у которого тоже профессия кинорежиссер.

    - Замуж вышли?

    - Да. И меня потом пригласили в кино, хотя я не работала актрисой — нашли по картотеке киностудии Горького. Я попала в кино, там познакомилась с режиссером. И благополучно уже не вернулась на телевидение, а приехала сюда, в Москву, продолжила работать на телевидении, но кино у меня все равно параллельно идет в связи с этим. И мне кажется, насколько я знаю, на кастинг-директоров не учатся и учиться невозможно. Это что-то такое эфемерное — выбирать и понимать людей. Вот то, что у меня было – это актерская и режиссерская подготовка и сейчас то, чем я занимаюсь сейчас. Я еще работаю на 1 канале, меня периодически приглашают, я делаю ,как автор документальное кино. Хотя училась на игровое, а делаю документальное.

    - А какие в вашем багаже фильмы, созданные в качестве режиссёра?

    - Скорее, как автора. Огромное количество документальных фильмов, и все они связаны. Обычно меня приглашают как раз делать проекты с актерами. Вот, с Олегом Павловичем Табаковым. Первый раз это было на его 73-летие, а во второй раз — на 75 . И я с МХАТом очень сильно тогда задружилась, они меня все очень сильно полюбили. А ведь, делая фильм о Табакове, нельзя не общаться с актерами, режиссерами, со всеми. И в общем, получается , что у меня работа как-то связана постоянно с актерами и режиссерами. И как-то у меня эта критическая масса набирается-набирается, которая потом выливается вот в эту работу с кастингами. Потом был проект с Ириной Мирошниченко, с Александром Збруевым, к телу которого я была допущена через жену Рязанова, потому что мы с Эммой Валерьяновной хорошо сработались, которая тоже категорически не хотела, чтобы про Рязанова делалось кино, ну мне она как-то доверилась, и я сделала кино про Рязанова. Я там потеряла пару килограмм веса, но надо понимать, что Эльдар Александрович — человек такой непростой... И ещё, чем я могу похвастаться, — это Андрей Мягков, первый и последний фильм о нем документальный, а ведь он катастрофически «аутичный» человек...

    - И режиссура тоже на вас или вы подключаете режиссера?

    - Ну, на меня это «вешают». Хотя, я еду и думаю, моя ли это задача? Я же за содержание отвечаю, а не за режиссерскую работу. Но от автора многого хотят, и на меня делают эту ставку. Потому что во-первых, профессия, во-вторых, все-таки такой опыт уже довольно большой за спиной.

    - Все-таки как вы пришли непосредственно к профессии кастинг-директора? Какой у вас был первый проект?

    - Это было прямо сразу после того, как я вышла замуж — буквально следующий проект мужа. Я снялась у него в «Холоде» и как-то так включилась в проект. И сначала я занималась этим всем как-то эпизодически, потому что больше своими делами занималась, телевизионными. А потом, когда эта замечательная картина вышла «Я тебя обожаю» - вот это была моя идея вытащить туда Елену Драпеко из депутатов и сделать мамашу многодетную. Вдруг, неожиданно, получилось очень здорово. И она была рада, что ее не вытащили тупо кондово играть такую тетку, какую-нибудь социальную — а что она играет мамашу 12 детей и она вся в ночнушках с драными халатами, с этими детьми...

    - Это ваша идея?

    - Да-да, и она была очень рада. Меня всегда радует, когда кого-то приглашаешь — и этот человек всегда говорит «да, точно». При том, что качество самого уровня актерского ремесла сейчас достаточно низкое, это я сейчас цитирую слова Табакова, который говорит, что в наше время стало традицией набирать в театральные вузы людей со средними данными и выпускать актером средней руки. Мое твердое убеждение, что актеров должны с особыми, какими-то потрясающими данными. Набирать надо самородков — и чтобы такие же выпускались. Почему нет училищ? Почему есть медицинские училища, колледжи, почему нет актерских, где мы могли бы отбирать, отсеивать? И он это сделал. И он не просто открыл колледж и сказал – ребята, давайте актерских детей по блату из Москвы, нет, он действительно, к примеру, будучи в в Ставрополе, устроил бесплатные прослушивания в каком-то ДК. И ему важно, чтобы шли простые люди, дети.

    - И поэтому все гоняются за «табаковскими»...

    - Из простых семей. И вот в Ставрополе валили все — там, правда, был ценз очень маленький. Деткам по 19-20 лет, но он берет с 15 до 16-17. Как он все время говорит – для «селекции». Мы их всех наберем, сеем, сеем — а к концу он берет всего 12 девочек, 12 мальчиков, со всей страны. Это государственная школа, они бесплатно учатся, и он вот уже на юбилее школы МХАТ какие-то номера уже представляли.

    - И все их очень хвалят...

    - Когда он эту школу открыл, совершенно бесплатно, многие его осуждали — зачем ему это еще нужно. Но это его идея, которую он с 35 лет носил в себе, что кадры актерские должны быть. И поэтому на школе написано не «Школа для одаренных детей», а для «особо одаренных детей». Конечно, он не имеет возможности там преподавать просто по времени. Преподают его ученики.

    - Если вернуться к вопросам кастингов, получается, вы занимаетесь ими только для фильмов мужа?

    - Когда снимают его друзья, я не сижу там кастинг-директором на зарплате. Я могу кому-то помочь рекомендацией.

    - Для вас кастинг — это ваше внутреннее видение, творчество или же вы просто являетесь посредником для режиссера?

    - Конечно, он мне что-то говорит, но в основном по большей части, я сама уже вышла на тот уровень, когда я ему показываю человека, говорю – вот посмотри. И он берется. К примеру, картина «Пепел». Это 43-44 год. Я стала изучать фотографии военных лет. Я просто визуально смотрела на этих мужиков. Около танков они сидят, в окопах, вот эти лица, лица. И у меня просто в голове завяз некий образ человека, который воевал. Но потом случилось ужасное, когда я напиталась этими лицами 44 годов, и потом, когда я уже залезла в агентство — там этих лиц не было. Если уж совсем примитивно выразиться — не совпадал уровень тестостерона тех мужских лиц мужских с нынешними. И я сижу, ищу. Он все время звонит, а я говорю – мужиков нет! Мало того, что это мое мнение, а тут еще женщины, физиологи-генетики говорят ,что y-хромосома уже вырождается. Поэтому на городскую картину каких-то «телевизионных» мужчин найти — пожалуйста. А вот именно для военной картины — их нет. Ладно, солдат, их тоже нет. Мальчишки сейчас тоже другие. Я их называю «парниковые огурцы». И они не виноваты, ну вот выросли они сейчас в этой экологии, на этой еде.

    - И как же вы выходили их ситуации?

    - Искала, искала ,но все-таки остаточно где-то у кого-то остались гормоны. А что касается полковника, то все мальчишки были практически из «Жар-птицы» мною выбраны. Ну тут уже идешь по-другому, если нет этого мужика, от сохи, мужчины ,которого взяли на фронт., тогда уже просто ищешь содержание. Пусть он не мужик, не «Рембо» — а тогда уже просто смотришь и ищешь по глазам какую-то наполненность, какой-то потенциал, из которого уже может режиссер на площадке чего-то выжать и в сторону именно этой военной темы. Но самый провал был в «полковниках». Потому что полковник, который командовал всей этой кровавой операцией...Я перебрала огромное количество.

    - Какой возраст нужен был?

    - 40-43 года. Исторический персонаж, полковник Гвешиани, соратник Берии, который приехал на Кавказ выселять людей. Это же трагедия была в Чечне, чище Хатыни и прочих. И с полковником я «полегла». Уже съемки шли, полковника не было, я по сто раз обсмотрела все московские агентства, влезла в белорусские, украинские, то есть уже международно практически работала. И не было этого лица, его просто не было. Все, кого я показывала, все мимо-мимо. И вдруг, каким-то чудом, я села и снова стала на автомате работы театров просматривать. В театрах все же тоже такие все рафинированные. И увидела Тимура Бадалбейли. И я послала его фотографию, быстренько режиссер вылетел, с ним встретился. И просто произошло попадание в десятку. Совершенно точное, безумное. Никогда. И еще моя победа по кастингу — это Роза Хайруллина, МХАТ.

    - И на какую роль?

    - Я ее вытащила на роль секретаря райкома, Райхан. В те времена в горах, в Чечне, женщина, которая в возрасте, не замужем, имея 7 детей, немножечко либо странная, либо старая дева, потому что там все замужем в этом возрасте. И она как раз такая и получилась. Она такая, ну, не раскрасавица, немножко странная. А чеченцы, продюсеры, они же хотят делать эпос, и Райхан – она красавица, с косами, а Роза немного другого типажа. Но потом, когда ее подвязали, одели, чуть-чуть подмолодили, и она пришла, начала дрожащим голосом рассказывать эту легенду, и показывать.. Сделали еще один дубль, еще один, на разные крупности. И каждый раз у нее голос срывался на рыдания — так эти чеченцы и сели у монитора...А вот как она это делает? Пять дублей подряд. Роза — она гениальна.

    - А вы актёров отбираете исключительно по фотографиям, за «глаза» или вы всегда смотрите еще дополнительные кадры?

    - Конечно, мы встречаемся живьем. А что касается фотографий, то я люблю бытовые, мне лучше вот вас понять, если вы мне какую-нибудь фотографию принесете, где вы на какой-то вечеринке у себя на кухне или где-то вас щелкнут незаметно, ем нежели вы мне вышлите портфолио.

    - А видео вы отсматриваете? Шоурилы? Это помогает?

    - Конечно, потому что человек виден в движении, его актерская пластичность. Может попасться очень хороший фотограф, который вас так сделает, что вы прямо Бриджит Бардо, а надо посмотреть, насколько пластичен человек.

    - И, если сделать какие-то общие выводы — вы согласны, что сейчас очень средний уровень актёров, в том числе и по профессиональной планке после институтов?

    - Абсолютно согласна. Я думаю, что не все великие актеры, не буду называть их фамилии – педагоги. Можно пойти к великому актеру учиться, а он не педагог. И он не может. Табаков сказал – мы потеряли поколение театральных режиссеров, у нас их нет. Мы потеряли режиссеров, актеров, школы нет совершенно.

    Агентство АКТИМА

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение