«Екатерина. Взлет»: Чужая душа - Потемкин

Кино-Театр.РУ

Обзор сериалов

«Екатерина. Взлет»: Чужая душа - Потемкин

27 февраля на канале «Россия-1» начали показывать второй сезон костюмного сериала «Екатерина: Взлет». Неприхотливому и обаятельному первому сезону он проигрывает всухую и по всем статьям.

«Екатерина. Взлет»: Чужая душа - Потемкин

После дворцового переворота и убийства свергнутого мужа, императора Петра Третьего, Екатерина (Марина Александрова) начинает править Россией. Но «талантливого менеджера» из нее никак не получается. С юга на подведомственную территорию лезут турки; в правительстве окопались масоны и прочие злодеи; в самой России объявляются самозванцы, которые выдают себя за свергнутого царя. К тому же сентиментальная правительница тоскует по своему возлюбленному, Григорию Орлову (Сергей Марин). Обаятельной и всеми любимой красотке приходится мутировать в жесткую правительницу и вырабатывать сталь в голосе.
Во втором сезоне «Екатерины» режиссеров Александра Баранова и Рамиля Сабитова сменил Дмитрий Иосифов, более всего известный как исполнитель роли Буратино в советском мюзикле. Выбор телевизионного в худшем смысле режиссера сыграл с лентой злую шутку: Первый сезон выручали неприхотливость, историзм и хорошие актеры: Юлия Ауг и Александр Яценко, персонажи которых до «Взлета» не дожили, ленту вытягивали на должный уровень. Старательно воссозданный Петербург восемнадцатого века придавал костюмному кино какой-никакой зрелищности. Иосифов первым делом все это наследство проматывает. Панорам не так много: действие все больше развивается в пыльных музейных интерьерах. На смену изобретательности и стилизации приходит холодная и информативная телевизионная картинка. «Взлет» больше всего напоминает ролики Бекмамбетова «Всемирная история. Банк империал».

«Екатерина. Взлет»: Чужая душа - Потемкин

С другой стороны, вины Иосифова в том, что сериал пережил такое специфическое преображение, немного. Первый сезон шел проторенной дорожкой: разыгрывал сюжет, который уже много раз на экране материализовывался. Маленькая принцесса София приезжает из своего Цербста в страшную и холодную страну, где все ее мучают, плетут интриги и выдают замуж за уродца-импотента. Со вторым все труднее. Тут уже большая политика, подковерная возня, фавориты, русско-турецкая война, заговоры, отношения с наследником престола. Все это надо как-то сводить воедино. Сценарист Ариф Алиев делает это настолько прямолинейно, насколько это возможно. Главный его козырь - аллюзии на актуальную действительность. Во, смотрите-ка, и тогда были коварные турки, которые кровь дипломатов проливают, и Дикое Поле где-то на востоке Украины, и Россия была в кольце врагов. Все эти рифмы поданы в виде развернутых живых иллюстраций. Екатерина произносит монолог о георгиевской ленте, Екатерина рассказывает, как вести дела с турками. Получается не слишком тонкая информационно-аналитическая программа (как раз для эфира после вечернего выпуска новостей).
Но, пожалуй, худшее, что делает во «Взлете» режиссер Иосифов - то, как он запарывает все визуальное решение. У оператора Максима Шинкоренко на счету вполне достойные работы вроде «Тупого жирного зайца» и «Самого лучшего дня», и «Екатерину» он строит на необычных ракурсах, эффектных приемах. То в дыму, то в свете дворцовых окон шелестят туда-сюда платья и грохочут сапоги. Портрет императрицы составлен из крупных планов задницы, бедер, ляжек. Иосифов к этой фантазийности подходит по-военному: если вы, гражданские, такие умные, то чего строем не ходите? Дым, освещение - это все излишества, режем их погуще, приносим в жертву информативности и монологам про георгиевскую ленточку. А между фронтальными планами уже можно врезать какой-нибудь красоты и изобретательности.

«Екатерина. Взлет»: Чужая душа - Потемкин

Наконец, есть еще одна проблема «Взлета» - ни режиссера, ни оператора не касающаяся. На втором сезоне «Екатерина» попала в классическую ловушку фильмов про власть, знакомую со времен Эйзенштейна. Первая их часть - про тернистый путь правителя - устраивает всех. В меру идеологично, очень драматично. Вторая - про борьбу с инакомыслием - очень нравится власти и вызывает недоумение у широкой аудитории. Третья - про одиночество и безумие тирана - оборачивается трагедией. Каналу «Россия» стоит крепко подумать, прежде чем выбирать режиссера третьей части «Екатерины». Да и прежде чем запускать ее тоже.

«Екатерина. Взлет» смотреть онлайн на kino-teatr.ru


Ссылки по теме

фотографии

Обсуждение

анонс