«Следователь Тихонов»: Ну и рожа у тебя, Володя

Кино-Театр.РУ

Обзор сериалов

«Следователь Тихонов»: Ну и рожа у тебя, Володя

Геронтологическая пародия на советский детектив

«Следователь Тихонов»: Ну и рожа у тебя, Володя

Пожилой мужчина в стильном кожаном пиджачке сидит в заброшенном овощном ларьке, наблюдает за кем-то в бинокль и разгадывает кроссворд за молодого напарника, демонстрируя знание классической музыки и греческих мифов. Это следователь по особо важным делам Тихонов (Михаил Ефремов). Через мгновение его направят на квартиру скрипача Полякова (Алексей Гуськов), из которой украдена бесценная скрипка Страдивари. На месте преступления уже топчется и позирует следователь-стажёр в бусах Елена (Светлана Иванова), при виде которой интеллект Тихонова, как и интерес к текущему делу, безвозвратно улетучивается. Кому нужны все эти непонятные страдивари, когда рядом такая юная фемина?

Экранизацией детективных романов братьев Вайнеров на сей раз занялись не последние люди отечественного кино и телевидения: продюсеры Александр Роднянский и Сергей Мелькумов, режиссёр и сценарист Сергей Снежкин, в ролях - Михаил Ефремов, Сергей Шакуров, Виктория Толстоганова, Мария Миронова, Фёдор Бондарчук, Сергей Гармаш, Алексей Гуськов, Максим Матвеев. Сериал должен был успешно разыграть карту зрительской ностальгии по ушедшей эпохе хорошего советского кино: подзаголовок «Визит к Минотавру» отсылает к одноимённой талантливой работе Эльдора Уразбаева, «Гонки по вертикали» и «Лекарство против страха» - к аналогичным фильмам 80-х годов, упоминания Чёрной кошки и Володи Шарапова - к говорухинской нетленке «Место встречи изменить нельзя». Сходство с оригинальными лентами, впрочем, более, чем поверхностное, сюжетное.

«Следователь Тихонов»: Ну и рожа у тебя, Володя

Прежде всего поражает небрежный и нелепый кастинг «Следователя Тихонова». Неплохие, в общем-то, артисты ничтоже сумняшеся играют несмешные пародии на самих себя, и кто им запретит? Режиссёр либо не имеет собственного взгляда на происходящее, либо банально не способен справиться с актёрами. Великолепный комедийный эксцентрик Ефремов, когда-то блиставший в «Кошечке» Константинопольского, – худший выбор для роли героя, тем более, героя-любовника. Алексей Гуськов и Сергей Гармаш (последний играет Иконникова, в советской картине воплощенного интеллигентнейшим Гафтом) – скрипачи, хотя по манерам больше похожи на щипачей. Светлана Иванова, окружённая толпой стариков, смотрится слишком юной (разница в возрасте у её Елены с Тихоновым, навскидку, лет сорок), а об актёрской игре вообще не задумывается, довольствуясь присутствием в кадре. Виктория Толстоганова выглядит непонятным провинциальным кордебалетом на выступлении замшелого ансамбля баянистов, а Сергей Шакуров, похоже, и вовсе играет гальванизированный труп дорогого Леонида Ильича. Хотя зовется Володей Шараповым.
Все персонажи абстрактны и существуют сами по себе, не имея ни характерной подоплёки образа, ни связей меж собой (помимо сценарных реплик). Сюжетные линии выглядят надуманно и скучно, а иногда и смешно, когда подробности застают врасплох. Так, следы банды «Черная кошка», обнаруженные ни с того, ни с сего, прямо на полированном секретере Полякова, и последующий рассказ о том, как случилось, что преступник является сыном Фокса, иначе чем «бред» идентифицировать не получается. Являясь детективом лишь формально, сериал лишается жанра, смысла и атмосферы конкретного времени, скатываясь в примитивную аляповатую мелодраму. Он влачится от сцены к сцене, нагромождая пошлость на халтуру во всём: от актёрской игры до юридической безграмотности несуразных реплик и терминов (авторы устраивают «обыск в квартире потерпевшего» вместо «осмотра места происшествия», путают УК и УПК), от ошибок и небрежности реквизита, от не соответствующих эпохе париков и костюмов до грубого, примитивного монтажа.

«Следователь Тихонов»: Ну и рожа у тебя, Володя

Присутствие в картине именитых актёров необходимо для массового охвата зрительской аудитории, которую обеспечивает крупнейший монополист телевещания на пост-советском пространстве, канал «Россия 1». Вероятно, именно последний факт сослужил сериалу дурную службу. Большинство зрителей отечественного телевидения до сих пор остаются заложниками двух центральных каналов, и они, как любая монополия, позволяют снижать качество производимой продукции - либо вовсе не заботиться о нём. Пара медийных имён в титрах - и канал будет включён, а переключиться с него зачастую просто некуда.


фотографии

Обсуждение

анонс