«Молодая гвардия» в бронзе

Кино-Театр.РУ

Обзор сериалов

«Молодая гвардия» в бронзе

Подлинная история краснодонских подпольщиков

«Молодая гвардия» в бронзе

Что такое «Молодая гвардия»? Это городок с красивым названием Краснодон. Это веселая Любка Шевцова и красавица Ульяна Громова, хулиган Сережка Тюленин и вдумчивый Ваня Земнухов. Это белокурый Олег Кошевой и его героическая бабушка, продававшая пирожки возле дома и оповещавшая о приближении фашистов к дому – дом Кошевых был штабом «Молодой гвардии». Бабушку потом за это представят к награде. Это предатель Виктор Третьякевич, не выдержавший пыток и сдавший всех с потрохами, отчего даже не удостоился упоминании своей фамилии в романе Фадеева и выведенный там под именем Стахович. Это напуганные подпольем фрицы, хором паникующие после очередной дерзкой диверсии подпольщиков.

«Молодая гвардия» в бронзе

Все это еще во время войны нам преподнес как документальный рассказ Александр Фадеев, по наказу Сталина приехавший в Краснодон вскоре после казни ребят и своей книгой «Молодая гвардия» создавший один из самых привлекательных мифов о Великой Отечественной. Этот миф занял почетное место в ряду других громких мифов – о Зое Космодемьянской и о двадцати восьми панфиловцах, реальные героические истории которых также были выхолощены советской идеологией до бронзового блеска. Этот миф подхватил Сергей Герасимов, сделавший из экранизации фадеевского романа бенефис большой группы молодых вгиковцев – Нонны Мордюковой, Вячеслава Тихонова, Инны Макаровой, Сергея Гурзо, Георгия Юматова, Евгения Моргунова. Последнему не повезло больше всех. Во-первых, он не получил Государственную премию, потому что сыграл предателя – того самого Стаховича, под которым имелся в виду «предатель» Третьякевич. Во-вторых, после переделки романа пришлось изрядно переделать и фильм, в результате чего от роли Моргунова не осталось почти ничего.

«Молодая гвардия» в бронзе

В 2015-ом, предупредив, что роман Фадеева тут вообще ни при чем, студия Игоря Толстунова «Профит» выпустила на Первом канале новое кинотелепрочтение знаменитой трагической истории юного краснодонского подполья. Также авторы попросили особо отметить тот факт, что их 12-серийный фильм – ни в коем случае не ремейк картины Герасимова.

Первое, что сделали создатели ленты, - отмыли имя Третьякевича. В новом фильме Третьякевич – тот, кем и был, - комиссар подполья, выдержавший пытки и не выдавший ни одного из товарищей. Если по справедливости, то одного этого и хватило бы, чтобы оправдать очередное сидение у злополучного ящика миллионов российских граждан. Все-таки доброе имя дорогого стоит. Впрочем, для такого дела вполне хватило бы и небольшого документального фильма, скажем, к годовщине казни молодогвардейцев. И – на этом остановиться.

«Молодая гвардия» в бронзе

Но создатели картины увлеклись мифотворчеством всерьез. Не без явной гордости за собственную смелость и честность они открывают зрителю факты, которых те раньше не знали: например, в доме у Олега Кошевого не только не было штаба, но его мама охотно пускала в дом немцев и всячески флиртовала с ними. И бабушка Олега, впоследствии с легкой руки Фадеева получившая орден, никакими пирожками не торговала и на стреме не стояла – штаб молодогвардейцев находился в ближайшем лесочке. А Сережка Тюленин был стопроцентной шпаной в хрестоматийной рваной тельняшке. А некоторые местные интеллигенты и вовсе приветствовали «новую власть», не стесняясь в выражениях в адрес старой, большевистской. Все подобные «откровения» в старой версии были невозможны – роман и фильм ковались еще при Сталине.

«Молодая гвардия» в бронзе

Собственно, вот этой, более доверительной, интонацией, и отличаются «Молодая гвардия» новой закваски от нее же старой. Ну и герои, в отличие от фадеевских и герасимовских, похоже больше на людей, чем на собственные надгробные барельефы. Но суть мифа осталась старой: «Молодая гвардия» была крупным героическим, хоть и юным, подпольем, на счету которой множество громких диверсий и которой так боялись фашисты. Так это или не так было на деле – пусть разбираются те же, кому интересна реальная история Зои Космодемьянской или двадцати восьми панфиловцев. Это – за кулисами.

«Молодая гвардия» в бронзе

На сцене же – памятник советскому фильму о подполье. Добротный советский памятник, высеченный из гранита. На этом памятнике, если вглядеться, можно прочитать всю историю советского телекино о партизанах. Здесь и первый советский телесериал «Вызываем огонь на себя», и «Майор Вихрь», и «Подпольный обком действует», и «Неуловимые мстители». Пусть не усыпит вас новая доверительная интонация – фильм идет по прямой, давно проторенной дороге. Эта дорога, как оно и заведено было с самых первых фильмов о Великой Отечественной, лишена колючей растительности и заметных ям. Фильм идет по ней не спотыкаясь, как и полагается добротной картине в преддверии юбилея победы. Здесь все герои-молодогвардейцы – белее белого, полицаи – чернее черного (разумеется, они разговаривают по-украински, истово пьют горилку, закусывают салом и лапают молодогвардеек), фашисты – мерзавцы, но с намеком на наличие души (любят вспоминать оставленных в Германии любимых деток).

«Молодая гвардия» в бронзе

Правда, авторам явно не чужд и зарубежный опыт кино про Вторую мировую. Так, скажем, главный местный фашист Ренатус (Алексей Вертков) – ни дать ни взять Ганс Ланда, «охотник на евреев» из тарантиновских «Бесславных ублюдков» в исполнении Кристофа Вальца. Вертков даже внешне тут похож на Вальца – такой же небольшой, выражение лица презрительно-веселое, такой же блестящий плащ и высокая фуражка, так же ненароком постукивает в пол в поисках спрятанных в подвале евреев. Впрочем, это, скорее всего, у авторов «оговорка» по Фрейду. Это, скорее всего, дает о себе знать глубоко запрятанная, чтобы самим не было видно, убежденность, что сегодня снимать про войну так, как требует политическая ситуация, - гладко, патриотично, недвусмысленно, - уже не пристало. Время и опыт требуют нового осмысления.

«Молодая гвардия» в бронзе

И словно понимая это, авторы на всякий случай (как бы чего не вышло!) лишают самих себя радости создания и нестандартных характеров, и внутреннего драматизма, и неожиданных поворотов сюжета. Абсолютная бесконфликтность, предельная ясность и предсказуемость каждого персонажа, прямая, как древко знамени, авторская мысль – «сохраним память такой, какой нам ее подарили деды», - выхолостили все пространство фильма, сделав его лишь постаментом памятника.

Хорошие молодые актеры, особенно Юрий Борисов (Тюленин), Катерина Шпица (Шевцова), Никита Тезин (Третьякевич), добротно тянут каждый свою роль, каждый крутится по собственной, хорошо освоенной орбите, но пересечься орбитами ребята не в состоянии. Не их вина, впрочем.

«Молодая гвардия» в бронзе

Словом, вывод просится вполне очевидный: из лежалого продукта свежее блюдо не приготовишь. Не хочешь понимать, что осмысление опыта Второй мировой войны оставило позади механическое деление на своих и врагов, на белых и красных – жди скорого забвения.

Так и будет.

«Молодая гвардия» в эфире Первого канала с 4 мая.

«Молодая гвардия» в бронзе


Обсуждение

Ссылки по теме

фотографии

анонс