«Распутин»

Кино-Театр.РУ

Обзор сериалов

«Распутин»

Смерть замечательных людей

«Распутин»

Телеканал «Россия» показал многосерийный фильм «Распутин», премьера которого должна была состояться три года назад. Полуторачасовой фильм, планировавшийся как сериал француженки Жозе Дайан, смонтированный другим режиссером — Ираклием Квирикадзе сперва незаметно вышел в кинотеатрах, а потом в сонную летнюю пору межсезонья был показан по телевидению.

«Распутин»

Сейчас это все как-то забылось, но когда фильм снимали три года назад в Петербурге, за ним следили весьма пристально. Депардье еще не обзавелся красной книжицей и считался настоящим живым французом, да еще рассказывал байки про то, что сценарий фильма правил Путин. Сидевшая в режиссерском кресле Жозе Дайан обещала снять о Распутине что-то такое, чего никто никогда не мог бы себе представить.

«Распутин»

Хотя казалось бы — ну сущий цирк, никакой сюжет не исхожен так вдоль и поперек, как легенда о Распутине. За сотню лет история простого мужика, ставшего ближайшей персоной для императорской фамилии, завершающаяся хоррором про убийство в подвале, превратилась в сказку про белого бычка. Это уже театр Но или фигурное катание — когда известны все повороты сюжета, наизусть знаком текст, и зрители только выставляют оценки, насколько получилось выполнить обязательную программу. Удался ли тройной, с позволения сказать, тулуп, что там с батманом? После «Агонии» Элема Климова, где жирными мазками был выписан декаданс, совсем исчезло пространство для маневра: история про народного целителя впитала в себя, как губка, дух гниющей империи со шлюхами, фокстротами, маклерами, истерично-богомольной царицей и меланхоличным пошляком-императором.

«Распутин»

Что у Дайан, что у Квирикадзе — одна беда, они, как теперь любят говорить политологи, оказались в положении цунгцванга. С одной стороны — такой вот спорт с оценками и сюжет, с которым невозможно работать, только повторять. С другой — историческое кино по определению требует что-то новое, хоть бы и разрисованных со скуки иллюстраций из школьного учебника. Ну или лучше, конечно — жанра «у Екатерины второй была собачка», альковных басенок, рассказанных голосом Эдварда Радзинского. Почесав две головы, Дайан с Квирикадзе, махнули прямиком в эту сторону, к патаистории и конспирологии.

«Распутин»

От традиционности и повторения старых сказок фильм спасся самым что ни на есть чудесным способом. Шутите сколько хотите про чеченскую квартиру и мордовский паспорт народного артиста России, но только Депардье смог своей могучей фигурой раскачать устоявшийся образ и сыграть старого доброго «oh, those russians», только с жирнющим знаком «плюс». Не пьяного беса из сибирских болот, а простецкого мужика с бургундскими повадками (бокал с водкой держит двумя пальцами, как Боярский какой-то), попавшего в дурную компанию, где все плетут интриги. Страшно такое писать, но актерский талант Депардье правда творит чудеса — лечит гемофилию, ячмень на глазу и еще избавляет от цианистого калия и спасает от пуль, наверняка. Как этот платяной шкаф такого добился — объяснить не получится, и пытаться не надо. Общие слова про способность к перевоплощению или там вживанию просто стыдно произносить.

«Распутин»

На фоне этого мордоворота-нарцисса все остальные — статисты. Не слишком даже замечаешь, что там, Петропавловская крепость или Анна Михалкова. Маячит какая-то тень за могучими плечами. Сокуровский премьер Леонид Мозговой прячется в поповской бороде. Машков делает печальное лицо и с интонациями начальника одесского УГРО сообщает отделению (пардон, двору), что Франца-Фердинанда убили (ну ё-маё). Константин Хабенский разбрызгивает еврейскую тоску и собачью верность в роли секретаря человека и водки. Фанни Ардан каждые две минуты всплескивает руками и сердечно благодарит народного целителя, словно гостья передачи Геннадия Малахова.

«Распутин»

Вроде на этом можно было бы и закончить. Французский шоумен переиграл народных и заслуженных, задвинул их на роли декораций и реквизита. Но ближе к финишу творческого вечера Депардье наступает черед режиссера (-ов) включать Радзинского. И тут они снова путаются. Включают. Согласно мифологии нового «Распутина», старца, вы-таки будете смеяться, укокошили геи, трансвеститы и английские шпионы. Князь Феликс в исполнении Филиппа Янковского даже, кажется, страстию пылает к эдакому великану. Переодевается в дамское платье и закатывает сцены ревности между турами вальса с "простой рюсский мюжик" своему суженому, князю Дмитрию Павловичу - Даниле Козловскому. Ну а между этим гей-браком мечется британский шпион в котелке и чуть не с мопсом на поводке, имеющий располагающее лицо Юрия Колокольникова.

«Распутин»

Вроде все в порядке. Простого мужика убили геи и шпионы. Только снова начинается цунгцванг. Убили они его вроде как за Россию, потому что господа офицеры. И что получается? Как убивать — геи и шпионы, как спасать — они же? А мужику что остается? Мадеру пить, наивно плясать с трансухами и тонуть во льдах. Почему, говорите, фильм не выпускали на экраны три года? Спросите лучше, почему выпустили.

Смотрите сериал «Распутин» онлайн на kino-teatr.ru


Ссылки по теме

фотографии

Обсуждение

анонс