28 ноября на Первом канале начинается 12-ти серийный телефильм "Синдром дракона". Картину уже успели оценить жители Украины, а также наш специальный корреспондент, Анна Кузьмина, автор этой рецензии. Кроме того, представляем вам большую фотогалерею фильма, собранную из официальных материалов первого канала, фотографий со съемок и скриншотов самых интересных моментов сериала. Показ фильма продлится до 6 декабря.
Далеко-далеко, в мрачном подземелье, живёт дракон. Он дремлет на грудах злата, лениво обнимая лапами свои несметные сокровища. Бойся дракона, бойся потревожить его покой, бойся покуситься на его достояние - печальна участь вступившего с ним в борьбу. Слаб человек, дракон же могучий и древний.
Но вот дракон испустил дух, оставив паутину тлена на своих сундуках и каменьях. В пещеру приходят люди и задаются вопросом - что это за добро? Откуда взялось, кто хозяин? Хранитель? Наследник? Способен ли человек разгадать и распутать эту сеть загадок?
Конечно, найдется юный прекрасный герой. Молодой и честный ФСБ-шник
Александр Волков (
Леонид Бичевин) придёт на замену полковнику
Запорожцу (
Алексей Серебряков), решая ребус за ребусом и приближаясь к пугающей тайне Дракона всё ближе. Детективная интрига сериала свивается кольцами, бережно сшивая, соединяя частицы растянутой во времени истории: 1991-й, 1953-й, 2008-й, 1943-й и снова 1953-й. В 2008-м наш герой тянет за ниточки, и мы видим происходящее в 1960-х: жизнь друзей-врагов,
Анатолия Авдеева (
Дмитрий Муляр) и
Владимира Терехова (
Андрей Мерзликин), хранителей засекреченной коллекции древностей, почти что "золота партии". Связь этих двоих станет путеводной нитью сериала и его нервом.
"Синдром дракона" - сериальный дебют
Николая Хомерики, снятый твёрдой рукой мастера, медленно движется к своей развязке, неумолимый, как метроном, стильный от заглавных до финальных титров. Он выгодно выделяется в ряду многочисленных ретро-новелл нашего телевидения, вызывая ассоциации с эталонными советскими детективными историями, от
"Достояния республики" и
"Кортика", про спрятанные народные ценности и отважных пионеров, их разыскивающих, до шпионского сериала
"ТАСС уполномочен заявить". Ретро-часть
"Синдрома дракона" прекрасно-достоверна в своей художественности - на неё работает и реквизит, и запылённая картинка, и костюмы героев, но главное, авторам удалось малыми средствами ухватить дух времени. Есть ощущение правды, естественности происходящего, хотя чувствуется, как сценарист изящно избегает прямых столкновений с эпохой, рисуя, скорее, альтернативную историю, не претендуя на глубокое знание и научность. И это сошло бы с рук при ярко очерченных, глубоких, развивающихся персонажах и ясной цели всего повествования. Да, интерес к основной детективной истории сюжета не ослабеет вплоть до последней серии, но она способна разочаровать многих. Причина тому - внезапная трансформация персонажей (тот самый "убийца - дворецкий!") - последнее, что может обрадовать в детективе. Торопливое подклеивание сюжетных веток в финале выглядит неуклюже и громоздко, и эта груда не в силах заслонить отсутствие внятной, определяющей мысли, смыслового и нравственного акцента сюжета. Пседво-советскую историю лишили главного - радостного чувства "наши победили", и это печалит, оставляя зрителя у разбитого корыта чужих иллюзий. Фильму не хватает глубины - декларируя вечные, библейские темы и говоря о душе человеческой, он на поверку оказывается тусклым и поверхностным.
Центром ретро-части сюжета стали отношения Терехова и Авдеева. Насколько выиграл бы этот дуэт при более глубокой сценарной и актёрской проработке! В начале повествования между ними пропасть происхождения, образования, общей культуры и социальной иерархии. Подразумевалось, что простоватый грубый Терехов учится у архивариуса Авдеева и "окультуривается", Авдеев же, напротив, мог научиться у Терехова прямолинейной жестокости, либо изжить её покаянием. На деле манеры и поведение этих персонажей совершенно не меняются со временем. Как в начале фильма, так и финале, они слишком похожи меж собой и составляют части одного целого. Это хоть и связано с общей "драконьей" концепцией, но очень уж плоско. То же касается остальных героев - их судьбы словно намечены контуром, раскрасить который призвана фантазия зрителей. И та же беда с пунктиром сюжета: уму всё понятно, всё объяснено прямым текстом, а сердце равнодушно молчит.
Одномерность персонажей с лихвой искупает вычурная операторская работа
Алишера Хамидходжаева, который не ленится показать героев во всех возможных, порой неожиданных, ракурсах. Его камера сама стала полноправным персонажем картины, и следить за ней порой интересней, чем за движениями актёров. Она прибегает и подкрадывается; следит за диалогом в доме из-за окна; на улице то взглядывает в лица собакой из-под коленок героев, то комариком лезет в ухо, то вдруг вороной взлетает на высоту фонарного столба и рассматривает макушки беседующих. Она избегает фронтального взгляда и прямых статичных линий, кадр всегда красив, необычен, слегка изогнут. Камере немного не хватает телевизионной плавности, мягкости микро-движений, но, тем не менее, это фантастическая удача и проекта, и отечественного сериалостроения, в целом. Качественная картинка и прекрасная музыка
Игоря Вдовина определяют мрачное, сосредоточенное, захватывающе-таинственное настроение фильма на всём его протяжении. Досадным промахом в работе команды сериала можно назвать лишь звукосведение - отчего-то шумы при натурных съёмках слышны куда громче речи героев (которые, по традиции разведчиков, постоянно шепчутся), и разобрать их диалоги становится проблематично.
"Синдром дракона" политкорректно обошёл все выступающие из повествования рифы, избежав прямых аналогий с историческими персонажами и уклонившись от напрашивающихся параллелей с олигархичными "драконами"-современниками, замяв актуальную для нашего общества тему всепожирающей алчности в дальний угол своего эстетского бункера. А напрасно, ведь именно живая связь с современностью могла сделать из сериала настоящий хит. Авторы следуют вечной традиции сказочников, "не любо - не слушай, а врать не мешай", забыв о том, что слушатель очень ждёт тот самый намёк, в котором нет лжи. Намёк, который внезапно заставит поверить и сопереживать. Да, это крепкая, профессиональная, красивая работа, которая порадует поклонников стиля ретро и актёра Мерзликина. Тем же, кто досмотрит до девятой серии, ещё раз напомнят легенду про дракона, живущего далеко-далеко: в мрачном подземелье, дремлющего на грудах злата, лениво обнимая лапами свои несметные сокровища. Слаб человек, дракон же могучий и древний. Трудно победить дракона, стать драконом - легко.
Не нужно бояться дракона снаружи. Бойся дракона внутри.
Смотрите сериал «Синдром дракона» онлайн на kino-teatr.ru
обсуждение >>