«Глухарь-3. Возвращение»

Кино-Театр.РУ

Обзор сериалов

«Глухарь-3. Возвращение»

Обычный, не очень успешный теперь уже майор Глухарев, прошедший длинный путь от вялого перекладывания бумажек на столе до убийства, гаишник в душе и по жизни Антошин - веселый любитель прекрасного пола и хрустящих купюр. Товарищ Зимина - одинокая усталая женщина, однажды опрометчиво решившая, что быть руководителем ОВД ей под силу. Конечно, начальник СКМ подполковник Карпов - «серый кардинал» в стенах отдела и главный мздоимщик за его пределами. И Настя Клименко, и Коля Тарасов - идеалист и «золотой мальчик»… Чем этот сериал может выделиться и стать первым в длинном ряду всем известных милицейских сериалов, так это своими яркими образами, когда даже о простом дежурном в коридоре ОВД или рядовом ППС-нике, травящем байки на крыльце отдела, можно рассказать длинную интересную историю, отталкиваясь лишь от немногочисленных фраз, произнесенных ими с экрана.

Здесь истории личной жизни героев намного интереснее историй преступлений, которые они раскрывают… Если только не участвуют в них сами. Веселые раздолбаи в милицейской форме внезапно и неоднократно разваливают дело, а методы борьбы с преступниками на «земле» легко переносятся в стены отдела для междоусобной борьбы. Где заканчивается преступление, за которое они сажают в тюрьму, и начинается преступление, за которое надо сажать их самих? Когда они защищают себя, предлагают ли они защиту и нам? И почему слово «закон» так редко звучит в стенах ОВД и имеет ли оно какой-либо вес там, где все перевешивает толстый пакет шуршащих зеленых купюр? Вполне резонные вопросы легко и незаметно тонут в непрерывном калейдоскопе ярких впечатлений от создателей «Глухаря». Новая серия и еще одна смерть. Новая серия и еще одно преступление…, и еще одно оправдание для любимых героев.

Чем дольше смотришь «Глухаря», тем привычнее кровь и тем отчетливее кажется, что ты на стороне того самого «справедливого зла», которое проповедует Карпов и адептами которого к концу сериала становятся все его противники, сами того не подозревая. Не размахивая уголовным кодексом как флагом, они легко нарушают его, при этом раскрывая преступления и успешно верша путем насилия свои «плохие правильные» дела.
И удивление, и шок, и этот адреналиновый подъем, испытываемый Пятницким ОВД почти в полном составе, со временем передается вполне законопослушным гражданам по ту сторону голубого экрана и затягивает почище любого «герыча», пакетиками которого так легко манипулируют ушлые карповские опера и следователи под началом философа и лентяя Глухарева. Не слыша настойчивых предостережений оппонентов и авторов сериала, ужасаясь собственной порочности, вы следите за богатой на события жизнью работников ОВД и легко находите оправдание взяткам и круговой поруке, стыдливо покрываете убийства и беспочвенную жестокость. Хороший, плохой, злой…
Почему? Потому что… Они слишком любимы, слишком обаятельны, слишком «свои»...

С неустроенной личной жизнью, одиночеством и паутиной ошибок, в которой так легко запутаться, несмотря на высокую должность, образование и богатый опыт.

Их отделяет от нас только форма….

…Они хотят хорошо зарабатывать и при этом поменьше работать, они любят бесплатную выпивку и не любят, когда их бьют по лицу. Они идут к власти жестоким путем, но боятся ответственности и вышестоящего начальства. Сомневаясь на каждом шагу, они спасут человека, не раздумывая… Они узнаваемы в каждом из нас и поступают так, как мы бы никогда не посмели.

«Глухарь-3» возвращается, чтобы поставить окончательную точку и освободить нас из добровольного телевизионного плена последних нескольких лет. Веселый первый сезон сменялся мрачноватым и полным жести вторым, затем на смену ему пришел довольно очеловеченный третий сезон, который в свою очередь закончится вполне жизненным финалом.

Валяние дурака сменялось убийствами и кипением человеческих страстей. Герои претерпевали не всегда понятные зрителю метаморфозы и не давали расслабиться не только сторонникам сериала, но и его ярым противникам, находящим в этой своеобразной круговерти историй лишнее подтверждение своей правоты.

Сколько сломано копий, сколько споров до хрипоты, сколько написано статей, сколько новых звезд взошло на телевизионном небосклоне и как неожиданно заблистал новыми гранями талант уже известных актеров. Сколько литературных попыток и кинематографических проб повторить и превзойти успех «Глухаря», найти и понять наконец - что, зачем и почему обычный мент из обычного ОВД вдруг стал интересен миллионам… Хороший? Плохой? Злой?

По моему скромному мнению, не банальное желание показать много крови, но попытка заставить задуматься над своей жизнью через призму коротких или длинных историй, прекрасно написанных, прекрасно снятых, прекрасно сыгранных - и есть то самое яркое отличие «Глухаря» от себе подобных и еще много раз повторенных в будущем сериалов.
Прибавить к этому новую старую философию, вложенную Ильей Куликовым в уста и поступки своих персонажей. Систему взглядов, кажущуюся привлекательной, но имеющую все предпосылки для того, чтобы умный человек задумался над ней. Ну и герои - для каждого зрителя свой.

Глухарев, сыгранный Максимом Авериным с профессионализмом, выдающим прекрасную театральную школу. Или Карпов - новый герой нового времени, ставший таковым не в последнюю очередь благодаря ярко раскрывшемуся актерскому таланту Владислава Котлярского.
Именно это делает «Глухаря» любимым, узнаваемым и успешным.

И мы должны быть благодарны авторам сериала за эти открытия.
И еще за одно - за иногда горькое понимание, что мир не делится на черное и белое, что служители закона легко могут выбрать противоположную от вас сторону. Что сила очень часто бывает действеннее слов и что все мы – только люди, независимо от наличия или отсутствия погон.

Не исключено, что однажды нам покажутся забавными и эти споры, и эти ожидания, и этот ажиотаж. Нам встретится на пути какой-нибудь новый харизматичный милиционер, возможно, тоже вышедший из-под пера нынешнего сценариста и вдохновителя «Глухаря» Ильи Куликова. И мы будем снова удивляться и ахать, ненавидеть и часами доказывать друг другу с пеной у рта, какая это чушь или какой это шедевр. Но сейчас мы должны просто сказать спасибо и сценаристу, и режиссерам, и актерам за то время, что мы провели в обсуждениях и у экранов телевизора, за повод задуматься над новой системой жизненных ценностей любимых героев и за знакомство с интересными персонажами, с которыми, к счастью или нет, в реальной жизни у большинства из зрителей столкнуться нет никакой возможности.

Садитесь у экранов и снимите розовые очки, ибо в них вы не увидите жизнь такой, какая она есть и какой ее нам настойчиво пытается показать сценарист сериала Илья Куликов и его единомышленники… Хорошую, плохую, злую жизнь.


Обсуждение

анонс